социально-коммуникативное развитие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА П. ВАЛДАЙ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.
ВАЛДАЙ
Дата: 2025.01.27 15:55:56 +03'00'

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п.Валдай
(МКОУ СОШ п.Валдай)

186434 Республика Карелия,Сегежский район, п.Валдай, ул.Строительная, 1.
Телефон: 8 (81431) 3-26-76, E-mail: valday-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол №1
от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ
п. Валдай
___________Першкина Ж.В.
Приказ № 18/1-СД
от 02.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социально-коммуникативному развитию детей от 3 до 7 лет
по реализации Основной общеобразовательной программы
дошкольного образования

Составлена на основе: Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования с учетом примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения
до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,_Т.С. Комаровой, _М.А. Васильевой

п. Валдай
2024 год
1

Содержание:
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка.
1.1. Основные цели и задачи реализации Программы.
1.2.Планируемые результаты освоения детьми Программы по социальнокоммуникативному развитию.
1.3. Система мониторинга.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по направлению
«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание».
2.2. Содержание психолого-педагогической работы по
«Ребёнок в семье, сообществе, патриотическое воспитание.

направлению

2.3. Содержание психолого-педагогической работы по направлению
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание».
2.4.
Содержание психолого-педагогической работы по направлению
«Формирование основ безопасности».
2.5. Содержание
компонент.

психолого-педагогической

работы:

Региональный

III. Организационный раздел
3. Условия реализации Программы.
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.2. Учебно-методические средства обучения.

2

Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования:
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Основные цели и задачи Программы
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию по
реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
разработана
наосновеФедеральногогосударственногообразовательного
стандарта
дошкольного
образования
с
учетомпримернойосновнойобщеобразовательнойпрограммыдошкольногообр
азования«Отрождениядошколы»
подред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.
Программа строится на основе принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В
программе предусмотрена интеграция с образовательными областями
«Познавательное» и « Речевое» развитие.
Программа предусматривает решение программных образовательных задач
в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной
3

деятельности дошкольников, при проведении режимных моментов.
Закрепление, расширение и углубление знаний осуществляются в беседах с
детьми,
организации
опытно-исследовательской
деятельности,
в
продуктивной деятельности и на других, адекватных возрасту формах работы
с детьми.
Программа предполагает построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» имеет
направления:
 Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
 Ребёнок в семье и обществе, патриотическое воспитание
 Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
 Формирование основ безопасности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений
органично включается во все виды деятельности: быт, игру, обучение. В
работе по формированию социальных умений мы создаём условия,
необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого
ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности
вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о
средствах его укрепления.
Система работы с детьми носит развивающий характер, организуются
доступные виды деятельности: сравнение, наблюдение, исследование,
моделирование, труд и др.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми
таких правил поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно,
так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно
найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за
их выполнением.
Главная задача трудового воспитания – формирование правильного
отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе
учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на
основе учета возрастных особенностей ребенка.
Основные цели и задачи
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и
нравственных качеств ребёнка, формирование умения правильно оценивать
свои поступки и поступки сверстников.
4

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками,
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, уважительного и
доброжелательного
отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие
умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со
сверстниками.
Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации;
формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за её достижения,
патриотических чувств.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие
навыков
самообслуживания;
становление
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания
трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к
порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца,
стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
жизни каждого человека.
Формирование
основ
безопасности.
Формирование
первичных
представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и
способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности
дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости
выполнения этих правил.

5

Формы организации образовательного процесса по социальнокоммуникативному развитию
Образовательная
деятельность

-игры,
-беседы,
-чтение
художественной
литературы,
-наблюдение,
-реализация
проектов,
-эксперименты,
-драматизации,
-экскурсии,
-викторины.

Образовательная
деятельность в
ходе режимных
моментов
-сюжетно-ролевые
игры на прогулке,
вечером,
-беседы,
-разрешение
проблемных
ситуаций,
-чтение
художественной
литературы.

Самостоятельная
деятельность
детей

Взаимодействие с
семьями
воспитанников

-сюжетноролевые игры,
-рассматривание
иллюстраций.

-встречи с
интересными
людьми,
-работа над
портфолио,
-праздники,
-клубы по
интересам и пр.

Формы организации образовательного процесса по трудовому
воспитанию
Образовательная
деятельность

Образовательная
деятельность в ходе
режимных моментов

Самостоятельная
деятельность детей

Взаимодействи
е с семьями
воспитанников

-ручной труд,
-труд в
природе,
-экскурсии,
-проектная
деятельность.

-самообслуживание
-поручения,
-дежурства,
-хозяйственнобытовой труд,
-труд в природе,
-игра
(дидактическая,
с/ролевая, игры
экспериментирования)
-наблюдения,
-экспериментирование в природе,
-чтение
художественной

-самообслуживание
-дежурства,
-хозяйственнобытовой труд,
-ручной труд
-труд в природе (на
участке ДОУ)
-игра
(дидактическая,
с/ролевая, игры экспериментирования),
-наблюдения.

-экскурсии.
-выставки
совместного
творчества,
-конкурсы.

6

литературы.

1.2. Планируемые результаты освоения детьми Программы по
социально-коммуникативному развитию
- Ребенок умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами,
распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится
конструктивно с помощью речи решать спорные ситуации.
- Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в
соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки,
конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные
материалы.
- Чувствует переживания близких людей, понимает эмоциональные
состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь
окружающим, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов.
- Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае
необходимости может обратиться к взрослому за помощью.
- Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки
окружающих, отрицательно относится к нарушению общепринятых норм и
правил поведения.
- Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и
способах поддержания родственных связей.
- Осторожен, осмотрителен с новыми вещами, знает, что нужно узнать о них,
прежде чем начать пользоваться.
- Применяет на практике некоторые навыки экологически безопасного
поведения и ресурсосбережения, знает о существовании опасных (ядовитых)
растений, животных, грибов.
1.3. Система мониторинга
Оценка индивидуального развития детей производится педагогическим
работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябреноябре и марте-апреле).
7

Характеристики инструментария образовательного мониторинга:
1. Критерии и методы проведения диагностических процедур в рамках
мониторинга: интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач,
проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни;
адекватность детских ответов и решений; самостоятельность применения
знаний, умений, навыков.
2. Мониторинг целевых ориентиров
развития ребенка. Методы
диагностики: наблюдение за проявлением любознательности, наблюдение за
проявлениями активности в деятельности и т.д.
При организации мониторинга мы учитываем методические издания:
- Н.Б.Вершининой (старшая, подготовительная группы), С.С.Дреер,
А.Н.Потыкан (младшие, средняя группы) «Комплексная диагностика уровней
освоения программы «Программа воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, которое
включает мониторинг уровней овладения необходимыми навыками по
образовательным областям.

II. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по направлению:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Младшая подгруппа (от 3 до 5 лет)
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на
улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что
хорошо и что плохо.
Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять
попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые
ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого
отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться
с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать
друг другу.
Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить
за помощь).
Старшая подгруппа (от 5 до 7 лет)
8

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку
сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших
хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные
занятия.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с
благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему,
самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об
обязанностях в группе детского сада, дома.
Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания,
пожалуйста, извините, спасибо и т.д.), побуждать к использованию в речи
фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение
родного языка в формировании основ нравственности.
Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с
подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и
желание учиться в школе.

2.2. Содержание психолого-педагогической работы по направлению:
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Младшая подгруппа (от 3 до 5 лет)
Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребёнка, его
прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду
взрослым»). Формировать первичные представления детей об их правах (на
игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в
группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно кушать), одеваться,
убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребёнка уверенность в том,
что он хороший, что его любят.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные,
смелые; девочки нежные, женственные).

9

Семья. Углублять представления детей о семье, её членах. Дать
первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа,
дочь и т.д.).
Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребёнка (убирать
игрушки, помогать накрывать на стол и т.п.).
Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его
сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в
помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения
к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребёнка
о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими
детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и
зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки,
рисунки детей и т.п.).привлекать к обсуждению и посильному участию в
оформлении группы, к созданию её символики и традиций.
Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю;
рассказывать детям о самых красивых местах родного посёлка, его
достопримечательностях.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных
праздниках.
Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину
(пограничники, моряки, лётчики).
Старшая подгруппа (от 5 до 7 лет)
Образ Я. Расширять представления ребёнка об изменении позиции в связи с
взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в
том числе пожилым людям и т.д.). Через символические и образные средства
углублять представления ребёнка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать
уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья. Углублять представления ребёнка о семье и её истории; о том, где
работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное
участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к
выполнению постоянных обязанностей по дому.
Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей
среде; к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.
обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить
объяснять причины таких изменений; высказывать своё мнение по поводу
10

замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах
оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать
её произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению
групповой комнаты, залы к праздникам. Побуждать использовать созданные
детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с
листьями и т.п.).
Расширять представления ребёнка о себе как о члене коллектива,
формировать активную жизненную позицию через участие в совместной
проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп,
посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к
мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно
с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка
выставок детских работ).
Родная страна. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать
детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о
замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных
праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и
др.). Воспитывать любовь к Родине.
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) –
огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва
– главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом
России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать
уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почётной
обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о
том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов
прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа
близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины,
репродукции. Альбомы с военной тематикой.

2.3. Содержание психолого-педагогической работы по направлению:
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание
Младшая подгруппа (от 3 до 5 лет)
Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать
11

культурно-

гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время
еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно
пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться
после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и
носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение
правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не
крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с
полным ртом.
Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду,
расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды
и т.п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в
одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в
посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать
детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить
материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на
место игрушки, строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке
детского сада.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.).
Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать
лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к
труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях
(воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач,
продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о
трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать
оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

12

Старшая подгруппа (от 5 до 7 лет)
Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку
следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно
чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за
чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в
своем внешнем виде.
Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя
правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и
раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в
определенные места), опрятно заправлять постель.
Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы
и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные
воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки
для красок, палитру, протирать столы.
Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное
отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
Разъяснять детям значимость их труда.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.
Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое
дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении
различных видов труда.
Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать
культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и
инструментам.
Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку
играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг
другу.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.
Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу
(что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать
усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в
достижении конечного результата.
Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в
13

группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.
Формировать умение наводить порядок на участке детского сада
(подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок
в песочнице и пр.).
Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой:
сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения,
связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы;
обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения,
рыхлить почву и т.д.).
Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе:
осенью —к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к
стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и
животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию
фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке
рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде
взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать
бережное отношение к тому, что сделано руками человека.

2.4. Содержание психолого-педагогической работы по направлению:
Формирование основ безопасности
Младшая подгруппа (от 3 до 5 лет)
Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с
животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные
растения».
Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток»,
«остановка общественного транспорта» и элементарными правилами
поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости
соблюдать правила дорожного движения.
14

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями
их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина
МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход»,
«Остановка общественного транспорта».
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами
безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для
жизни и здоровья.
Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми
электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож),
ножницами.
Знакомить с правилами езды на велосипеде.
Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения
пожаров и правилах поведения при пожаре.
Старшая подгруппа (от 5 до 7 лет)
Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической
культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что
человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с
правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и
укусах насекомых.
Безопасность на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги
(проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о
работе светофора.
Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на
которых живут дети.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения
пешеходов и велосипедистов.
Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка
трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой
медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд за15

прещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы
безопасности жизнедеятельности человека.
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр
в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках,
коньках, лыжах и др.).
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы,
газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования
бытовыми предметами.
Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об
элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой
службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае
необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

2.5. Содержание психолого-педагогической работы:Региональный
компонент:
Младшая подгруппа (от 3 до 5 лет)
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Обращаем внимание на дифференциацию эмоциональных состояний
людей, учим различать проявление эмоционального состояния в выражении
лица, жестах, интонации голоса. Знакомим с тем, что существует связь
между действием, актом поведения и эмоциональным состоянием человека
(игры-драматизации, рассматривание фотографий, просмотр мультфильмов,
мимические этюды и пр.). Жители Карелии всегда жили дружно, помогали
друг другу. Одному в нашем суровом краю очень трудно.
Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Образ Я. Расширяем представление ребёнка о себе.
Семья. Расширяем представление ребёнка о семье, роли членов семьи,
значимости близких отношений.
Детский сад. Развиваем представления о положительных сторонах детского
сада, его общности с домом и отличиях от домашней обстановки.
Родная страна. Продолжаем формировать представление ребёнка об улице,
на которой он живёт, микрорайоне, посёлке.
16

Доводим, на доступном уровне, информацию об истории названия улицы,
микрорайона, посёлка, Республики Карелия.
Знакомим с достопримечательностями родной улицы, посёлка в
ближайшем окружении.
Даём первые представления о символике посёлка, республики.
Представление о национальной культуре. Продолжаем знакомить детей с
национальной культурой, предметами русского и карельского обихода
(сравнение русской и карельской избы; вводим новые слова: «сени», «скат» и
др.). Выявляем особенности карельского быта и уклада жизни семьи,
используя для этого уголок «Карельская горница».
Знакомим с творчеством современных писателей Карелии.
Побуждаем к разыгрыванию сюжетов из жизни и быта местных жителей
через сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные игры.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Культурно-гигиенические навыки. Продолжаем воспитывать у детей
опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Совершенствуем навыки аккуратного приёма пищи.
Самообслуживание. Совершенствуем умение самостоятельно одеваться,
раздеваться. Воспитываем стремление быть аккуратным, опрятным.
Приучаем самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после
окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Общественно-полезный труд.«Маленькая рыбка, лучше, чем ничто».
Подчёркиваем ценность даже самого незначительного участия ребёнка в
общем деле. Продолжаем приобщать детей к постоянным обязанностям
дома, в детском саду через беседы, рассматривание картин, организацию
наблюдений, выполнение отдельных трудовых поручений, организацию
дежурств.
Стремимся развить самостоятельность детей при организации игр,
выполнении различных заданий, поручений. Поощряем акты оказания
помощи другим. Упражняем детей в выполнении правила: «Каждой вещи
своё место».
Приучаем детей самостоятельно наводить и поддерживать порядок в
группе.
Труд в природе. Приучаем детей самостоятельно наводить и поддерживать
порядок на участке детского сада, пользоваться инвентарём в соответствии с
сезоном и содержанием труда.

17

Привлекаем детей к выращиванию витаминных растений (лук, зелень);
подкормке птиц в зимний холодный период; работе в цветнике в летний
период.
Уважение к труду взрослых. Продолжаем знакомить детей с трудом
взрослых, характерным для данной местности (лесник, пограничник, фермер
и т.д.), привлекаем детей к посильной помощи взрослым.
Ухаживая за одеждой и обувью, уточняем, кто создаёт для людей красивые
вещи; какая техника помогает человеку в этом нелёгком труде; как человек
украшает одежду и обувь; как изготавливали одежду и обувь раньше.
Сравниваем предметы одежды, выполненные из разных материалов и
разными способами (машинная или домашняя вязка, кожаная или валяная
обувь и т.д.).
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе. Способствуем формированию осознания
необходимости безопасного поведения ребёнка в природе.
Безопасность на дорогах. Формируем первичные представления о
безопасном поведении на дорогах.
Безопасность
собственной
жизнедеятельности.
Способствуем
формированию у ребёнка положительного отношения к привычкам
здорового образа жизни, используя народные игры, праздники, народные
состязания, развлечения, режимные процессы, проблемные ситуации и др.
Способствуем формированию осознания необходимости безопасного
поведения ребёнка на улице, в быту; знакомим с основными правилами
безопасности жизнедеятельности, которые ребёнок может соблюдать
самостоятельно, без напоминаний.
Способствуем приобретению опыта дружеского общения, проявления
внимания к окружающим через реальные жизненные обстоятельства, игры,
организацию специальных проблемных ситуаций.
Воспитываем
доброжелательные
отношения
между
детьми
и
взаимоотношения в совместных делах через введение правил группы.
Обращаем внимание на то, что каждый ребёнок может поговорить о себе,
рассказать о себе, о своих проблемах, выразить свои чувства, рассказать о
своём самочувствии, не обижая этим другого. Формируем умение выражать
свои потребности и желания, разногласия в конструктивной форме. «Где
курицы – красавицы, там и петухи – молодцы». «Сказанное – 100 рублей, а
несказанному и цены нет».
Старшая подгруппа (5-7 лет)
18

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Воспитываем дружеские взаимоотношения между детьми; привычку
сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших
хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные
занятия.
Воспитываем уважительное отношение к окружающим.
Учим заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формируем такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитываем скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с
благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Формируем умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развиваем стремление детей выражать своё отношение к окружающему,
самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Расширяем представления о правилах поведения в общественных местах;
об обязанностях в группе детского сада, дома.
Обогащаем словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания,
пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждаем к использованию в речи
фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.).
Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Образ Я. Углубляем представление ребёнка о себе: имя, фамилия, отчество,
пол, национальность, где живёт (адрес), близкое окружение (как зовут всех
членов семьи). Поддерживаем в детях позитивное отношение к себе.
Закрепляем представление об эмоциональных состояниях человека
(типичных качествах северянина: выдержка, спокойствие) через игры,
изобразительную и театрализованную деятельность, бытовые ситуации.
Семья. «Семейный котёл гуще кипит». Углубляем представление о семье,
роли членов семьи, значимости близких, тёплых отношений в жизни и
успешной деятельности человека. «Одинокое дерево ветра боится».
Формируем представление о своей родословной (представители старших
поколений).
Детский сад. Мотивируем детей к адекватному восприятию настроения
своих сверстников, взрослых людей и адекватному реагированию на них.
Родная страна. «В своём краю и вода слаще». Углубляем представление о
микрорайоне, улице, городе, селе, посёлке, о республике Карелия, где живёт
ребёнок. Знакомим с социальными объектами республики, района, посёлка;
закрепляем представление детей в продуктивной, практической
деятельности.
19

«Береги землю любимую, как мать родную». Расширяем представление
детей об истории, достопримечательностях родного посёлка, республики.
Знакомим с понятием: «Родина», «Россия», «страна», «республика»,
«столица», «гражданин». Создаём условия для осознания этих понятий:
вносим в группу карту, глобус; организуем их совместное рассматривание;
побуждаем к работе с данными пособиями (поиск мест, где ребёнок жил или
живёт, где побывал с родителями).
Знакомим с символикой республики Карелия, страны Россия (флаг, гимн,
герб).
«Ель растёт с главой цветущей
И с ветвями золотыми.
На краю поляны Осмо:
На вершине светит месяц
И медведица на ветках…»
(эпос «Калевала»)
Изучаем символический смысл цветов флага и герба Карелии, используя
наглядные средства, моделирование.
Формируем правила уважительного поведения при звучании гимна,
поднятии флага. Обращаем внимание детей на такие понятия как президент
России, глава Республики Карелия, мэр города, глава поселения,
правительство России, правительство Республики Карелия.
Представление о национальной культуре. Формируем интерес к
национальной культуре, памятникам, достопримечательностям республики
Карелия (например, о.Кижи, о.Валаам, водопад Кивач, гора Сампо и др.)
Продолжаем формировать представление о народных промыслах и ремёслах
(резьба и роспись по дереву, вышивка, плетение из бересты, гончарное дело),
сравниваем прошлое и настоящее промыслов.
Знакомим с национальными костюмами: русским и карельским. Изучаем
особенности национального костюма, формируем связь между костюмом и
особенностями жизненного уклада народа (быт, природа, ремёсла,
особенности ведения домашнего хозяйства). Создаём альбомы с образцами
национальных костюмов, их деталей, элементов украшений.
Рассказываем детям об особенностях карельской национальной кухни.
Типичные продукты – рыба, крупа, ягоды, грибы. Типичные блюда из них уха, похлёбка с грибами, каши, кисели, пироги с брусникой и клюквой,
толокно с брусникой или черникой, калитки и пр. Изучаем некоторые
способы заготовки продуктов впрок местными хозяйками (например: сушка,
засолка грибов, вяление рыбы).

20

Знакомим (на доступном уровне) с известными, знаменитыми людьми,
оказавшими значительное влияние на жизнь и развитие Карелии (например,
царь Пётр I, губернатор Олонецкой губернии Г.Р.Державин и др.).
Продолжаем знакомить детей с некоторыми карельскими художниками
(Н.Брюханов, Т.Юфа), писателями (В.Потиевский, И.Востряков и др.),
поэтами (Е.Николаева, Ю.Никонова, Т.Шапиро и др.), музыкантами
(Г.Вавилов, Г-Р Н.Синисало, Н.Раутио и др.), спортсменами (С.Камилов,
М.Антипов, Л.Лазутина и др.), и другими известными людьми Республики
Карелия.
Расширяем представление детей об участии жителей Карелии в Великой
Отечественной войне. Читаем отрывки художественных произведений о
военных событиях в Карелии (Э.Кононов, Б.Прохоров и др.). Организуем
экскурсии к памятникам героям Великой Отечественной войны. Закрепляем
полученные представления в игровой, продуктивной деятельности.
Формируем
уважительное,
толерантное
отношение
ко
всем
национальностям, населяющим Карелию, Россию, независимо от цвета кожи
и вероисповедания.
Обращаем внимание на то, что среди нас есть люди, которые имеют
ограниченные возможности здоровья – плохое зрение, речь, затруднения в
передвижении и др. Они – такие же обычные, также живут, учатся, трудятся,
хотят общаться с людьми. «Мы разные, но равные».
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Культурно-гигиенические навыки. Формируем у детей привычку следить
за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски.
Совершенствуем культуру еды.
Самообслуживание. Закрепляем умение быстро, аккуратно одеваться и
раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу.
Воспитываем умение самостоятельно и своевременно готовить материалы
и пособия к занятию.
Общественно-полезный труд.«Сложа руки сидеть – мозолей не иметь».
Совершенствуем навыки выполнения трудовых поручений и контролируем
реализацию обязанностей ребёнка в детском саду и дома. Дифференцируем
мужские и женские обязанности, виды деятельности.
«Работа человека красит». Стремимся к тому, чтобы дети заботились о
малышах (например, организация шефской помощи детям младшего
возраста: помощь при одевании и раздевании малышей на прогулку; уборка
участка для прогулки малышей; создание построек из песка, снега для
малышей на их участке; организация и проведение народных игр-забав;
21

изготовление пособий, подарков, театральные представления для малышей и
др.).
Совершенствуем представление, отрабатываем трудовые умения и навыки
в соответствии с обязанностями ребёнка в детском саду и дома (например:
обязанности дежурных, организация коллективного труда и пр.)
«Делай хорошо, а плохо и само получится». Акцентируем внимание на
проявление у детей типичных черт жителей Карелии: терпения, усердия,
старания; поддерживаем желание доводить начатое дело до конца, приходить
на помощь детям и взрослым.
«Чай пить – не дрова рубить». Поощряем проявление у детей трудолюбия
как положительного качества.
Труд в природе. Привлекаем детей к помощи взрослым и посильному труду
в природе.
Уважение к труду взрослых. «Рыба сама в котёл не прыгнет».
Совершенствуем знания детей о труде взрослых, которые работают на
промышленных и социальных объектах ближайшего окружения через
наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, организацию сюжетно-ролевых
игр, творческую, продуктивную деятельность.
Анализируем виды труда жителей Карелии в прошлом и настоящем. (Чем
люди занимались в прошлом и сегодня? Что изменилось в характере
труда?).знакомим с новыми профессиями XXI века (например, оператор
ЭВМ, рыбовод, трелёвщик и др.). расширяем кругозор детей и представление
о пользе этих профессий в современном обществе.
Продолжаем воспитывать у детей бережное отношение к труду
окружающих их людей.

Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе. Углубляем представление детей о
безопасном поведении в природе (особенно в потенциально опасных местах:
в тайге, на болоте, у водоёмов).
Безопасность на дорогах. Уточняем знания детей об элементах дороги;
знакомим с правилами дорожного движения, правилами передвижения
пешеходов и велосипедистов.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Углубляем представления
ребёнка о привычках здорового образа жизни. Стремимся к тому, чтобы дети
22

не только знали их, но и испытывали необходимость в выполнении правил,
которые способствуют здоровому образу жизни с использованием местных
природных и социальных факторов.
Совместно с детьми разрабатываем модели поведения детей в группе,
модели здорового образа жизни. Способствуем тому, чтобы ребёнок сам
заботился о своём здоровье, отказываясь от вредных привычек. Стимулируем
выработку полезных привычек.
Углубляем представление детей о безопасном поведении в быту.
Отрабатываем навыки безопасного поведения в игре, при проигрывании
игровых, проблемных ситуаций. Закрепляем основные правила безопасности
(например при катании с горок, при работе с ножницами и т.д.).
Организуем
игры на
развитие
личностных качеств ребёнка
(самостоятельность, положительная самооценка), коррекцию черт характера
(жадность, трусливость, агрессивность и др.), развитие социальных и
нравственных эмоций и чувств с опорой на фольклорный материал.
Закрепляем представление детей об эмоциональных состояниях человека,
используя игры, изобразительную и театрализованную деятельность,
бытовые ситуации. Стремимся, чтобы ребёнок адекватно воспринимал
настроение своих сверстников, взрослых людей и адекватно реагировал на
них.
Формируем представление о дружбе, взаимовыручке, характерной для
жителей севера (через чтение и обсуждение фольклорных и авторских
произведений, рассказывание, проблемные и житейские ситуации).
III. Организационный раздел
3. Условия реализации Программы
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе
содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная,
вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует
возрастным возможностям детей их интересам и потребностям, а так же
содержанию
Программы.
Образовательная
область
«Социальнокоммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях.
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных
социальных ролей. Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации
ребёнка. Игра особый метод вовлечения детей в творческую деятельность,
23

метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие
дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
В группе оборудованы уголки сюжетно-ролевых игр, в которых
сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым
играм.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное
развитие» является патриотическое воспитание.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с
дошкольниками становится патриотическое воспитание. В группе, в
соответствии с возрастом детей оборудован патриотический уголок. В уголке
имеется герб и флаг России, слова гимна, фото столицы, родного города,
поселка, улицы. Подобрана литература по данной тематике. Репродукции
картин. Карты, глобус. Фотоальбомы с народными костюмами и многое
другое, что позволяет развивать интерес к русским традициям и промыслам;
чувство уважения к другим народам.
Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное
развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Основная цель работы - расширение представлений воспитанников о том,
что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных
правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от
умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в
группе создан Уголок моделирования дорожных ситуаций (модели домов,
машин, дорожных знаков, фигурки людей); с помощью которого дети могут
решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения. В
группе также созданы Уголки безопасности, где собраны материалы по
пожарной, электробезопасности, безопасности на воде и в природе. В
процессе работы с ними дети усваивают, как вести себя в экстремальных
ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения
незнакомцем; в ситуациях «один дома» и т.д.
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование
личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.
Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность,
внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические
силы и здоровье. Для реализации содержания раздела и формирования
интереса к познавательной деятельности создана развивающая среда:
24

 Оборудование и материалы, необходимые для выполнения различных
трудовых действий в помещении (фартуки, щётки-смётки, совки, тазы,
лейки, подносы, тряпочки);
 Оборудование и материалы, необходимые для выполнения различных
трудовых действий на улице (лопаты, грабли, вёдра, лейки, метёлки,
носилки);
 Материалы для ручного труда (бумаги белая, цветная, тонкая, плотная
и пр., картон тонкий, толстый, цветной и пр.; разные виды тканей;
иглы, нитки,, пуговицы, тесьма; клей).
В группе
оформлены Уголки дежурств по столовой и Уголку
природы.

3.2. Учебно-методические средства обучения.
Методическое обеспечение
Воспитательно-образовательный процесс ведется в соответствии с
примерной основной общеобразовательной программой дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевойи программой «Основы безопасности детей
дошкольного возраста» - авторы Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина.
В работе с детьми используются наглядные, словесные и практические
методы. Во взаимодействии с детьми отдается предпочтение личностноориентированной модели.
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
/
Под.ред.
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – Москва, «Мозаика-Синтез», 2014 г.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего возраста» /
Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004 г.;
Пособия:
- Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»:
Методическое пособие / Москва; «Мозаика-Синтез», 2012 г.;
- Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» / Москва;
«Мозаика-Синтез», 2011 г.;
25

-Дыбина О.В. «Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет»/ Москва; «Мозаика-Синтез»,
2008 г.;
- Зацепина М.Б.
«Дни воинской славы. Патриотическое воспитание
дошкольников»/ Москва; «Мозаика-Синтез», 2008 г.;
- Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»/Москва;
«Мозаика-Синтез», 2007 г.;
- Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с
детьми 3-7 лет» »/Москва; «Мозаика-Синтез», 2012 г.
- Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»/
Москва; «Мозаика-Синтез», 2007 г.;
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет»/ Москва;
«Мозаика-Синтез», 2007 г.;
- Саулина Т.Ф. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного
движения: Для работы с детьми 3-7 лет» / Москва; «Мозаика-Синтез», 2012 г;
Дидактическое обеспечение:
Дидактические материалы:
- фланелеграф; наборное полотно;
- муляжи фруктов и овощей;
- куклы с набором одежды: мальчик и девочка;
- иллюстрации, фотографии, сюжетные и предметные картинки по разным
темам;
- литература по ОБЖ, по социальному воспитанию дошкольников;
- набор экспериментально – опытнического оборудования;
- модели домов, машин, дорожных знаков, фигурки людей;
- предметы наглядно-дидактического (макеты, иллюстрации, плакаты с
наглядной агитацией, картины, схемы), игрового материала, материалов и
орудий труда для разных видов деятельности;
- толстые восковые мелки, цветные карандаши, гуашь, пластилин, трафареты,
фломастеры, акварельные краски, листы бумаги, принадлежности для лепки,
аппликации
- наборы игрушек и предметов;
- наборы открыток разной тематики.
Техническое обеспечение:
- компьютер;
- фильмоскоп с набором диафильмов;
- магнитофон с аудио-, видео- и грамзаписями.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».