речевое развитие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА П. ВАЛДАЙ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.
ВАЛДАЙ
Дата: 2025.01.27 15:55:28 +03'00'

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п.Валдай
(МКОУ СОШ п.Валдай)

186434 Республика Карелия,Сегежский район, п.Валдай, ул.Строительная, 1.
Телефон: 8 (81431) 3-26-76, E-mail: valday-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол №1
от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ
п. Валдай
___________Першкина Ж.В.
Приказ № 18/1-СД
от 02.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по речевому развитию детей от 3 до 7 лет
по реализации Основной общеобразовательной
программы дошкольного образования

п. Валдай
2024 год
1

Содержание:
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
1.1. Основные цели и задачи реализации Программы.
1.2. Планируемые результаты освоения детьми Программы по речевому
развитию.
1.3. Система мониторинга.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы в младшей подгруппе.
2.2. Содержание психолого-педагогической работы в старшей подгруппе.
23.Содержание психолого-педагогической работы: Региональный компонент.
III. Организационный раздел
3. Условия реализации Программы.
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.2. Учебно-методические средства обучения.
Выписка из Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования:
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте».

2

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Основные цели и задачи Программы
Рабочая программа по речевому развитию по реализации Основной
общеобразовательной программы дошкольного образования разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования
с
учетом
примерной
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения
до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа предусматривает решение программных образовательных задач
не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого
и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Образовательная область «Речевое развитие» включает направления:
 Развитие речи
 Приобщение к художественной литературе
Программа строится на основе принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной
картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности,
развивает коммуникативные навыки и умения свободно делиться
впечатлениями. В программе предусмотрена интеграция с образовательными
областями
«Познавательное»,
«Социально-коммуникативное»
и
«Художественно-эстетическое развитие.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса.
Программа предусматривает решение программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности дошкольников не только в рамках организованной
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования.
Программа предполагает построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра.

3

В младшей подгруппе педагоги создают условия для обогащения и
активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных
предложений.
Программа средней подгруппы нацелена на освоение детьми правильного
произношения всех звуков родной речи, формирование навыков
пересказывания и составления небольших рассказов.
В старшей подгруппе особое место занимают совершенствование
фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по
подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к
звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов
слова, из слов – предложения, даёт первые представления о слове,
предложении.
Во всех возрастных подгруппах проводятся упражнения на развитие
диалогической речи, формирование культуры речевого общения.
Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребёнка, поощряет
желание говорить, общаться с другими людьми.
Система работы с детьми носит развивающий характер.
Основные цели и задачи
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование
словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению;
развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия.
Формы организации образовательного процесса по речевому
развитию
Образовательная
деятельность

Образовательная
деятельность в
ходе режимных
моментов

Самостоятельная
деятельность
детей
4

Взаимодействие
с семьями
воспитанников

-беседа,
рассматривание,
-игровые
ситуации,
-речевая
ситуация,
-проектная
деятельность,
-игравикторина,
-игра-диалог,
-игра-общение,
-игровое
упражнение,
-рассказывание,
-составление и
отгадывание
загадок.

-ситуация
общения,
-сюжетноролевая игра,
-подвижная
игра с текстом,
-режиссерская,
игра,
фантазирование,
-хороводная
игра с пением,
-иградраматизация,
-дидактические
игры,
-словесные
игры,
-рассказывание,
-составление и
отгадывание
загадок.

-сюжетноролевая игра,
-подвижная
игра с текстом,
-режиссерская,
игра,
фантазирование,
-хороводная
игра с пением,
-иградраматизация,
-дидактические
игры,
-словесные
игры.

-проектная
деятельность,
-конкурсы,
-тематические
праздники,
-акции.

1.2. Планируемые результаты освоения программы детьми по речевому
развитию
- Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров,
природными объектами и явлениями и различной информацией, которую
получает в процессе общения.
- Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения,
высказывает свое мнение, отвечает на вопросы развернутой фразой.
- Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст без
помощи взрослого, а также самостоятельно составляет описательный или
повествовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных
картин, передает события из личного и коллективного опыта. - Владеет
соответствующим возрасту словарным запасом, способен употреблять слова,
наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматически
согласованные сложные предложения разных типов. Уточняет значения
новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество»,
способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным,
стремится участвовать в диалогах.
5

- Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной
деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по
литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).
1.3. Система мониторинга
Оценка индивидуального развития детей производится педагогическим
работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябреноябре и марте-апреле).
Характеристики инструментария образовательного мониторинга:
1. Критерии и методы проведения диагностических процедур в рамках
мониторинга: интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач,
проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни;
адекватность детских ответов и решений; самостоятельность применения
знаний, умений, навыков.
2. Мониторинг целевых ориентиров
развития ребенка. Методы
диагностики: наблюдение за проявлением любознательности, наблюдение за
проявлениями активности в деятельности и т.д.
При организации мониторинга мы учитываем методические издания:
- Н.Б.Вершининой (старшая, подготовительная группы), С.С.Дреер,
А.Н.Потыкан (младшие, средняя группы) «Комплексная диагностика уровней
освоения программы «Программа воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, которое
включает мониторинг уровней овладения необходимыми навыками по
образовательным областям.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы в младшей подгруппе
(от 3 до 5 лет)
Выписка из учебного плана:
6

Организованная образовательная деятельность - 36
Цель: развивать речь, как средство общения, создавать условия, при которых
дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путём
словесного обращения ко взрослому или сверстнику.
Задачи:
Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря,
совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям активно
участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного
опыта, об игрушке, по сюжетной картине.
Формы и режим организованной образовательной деятельности:
Организованная образовательная деятельность планируется 1 раз в
неделю, продолжительностью 15-20 минут, проводится в первой половине
дня.
Краткое описание содержания.
Развитие речи:
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о
предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им
ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно
отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать
логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать
свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на
основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять
представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их
собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,
материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные,
глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии;
глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение
7

предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия
(там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель,
овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных
и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и
сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть
слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение
согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в
речи; образовывать форму множественного числа существительных,
обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят,
медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного
числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых
глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично
подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать
в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в
составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием
раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и
динамичные отрывки из сказок.
Приобщение к художественной литературе:
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения;
запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им,
8

используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно
воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки,
рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к
произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать
вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного
можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е.
Чарушиным.
Учебно-тематическое планирование в младшей подгруппе (3-5 лет)

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7


№8


Тема. Программное содержание.
Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»
Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по
развитию речи.
Звуковая культура речи: звуки с и сь
Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражняться в правильном,
отчётливом его произнесении (в словах, фразовой речи).
Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»
Учить детей, следуя плану рассматривать игрушки, рассказывать о ней при
минимальной помощи педагога.
Описание овощей. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Познакомить с этапами выращивания овощей; учить описывать овощи,
сравнивать предметы.
Описание фруктов
Учить сравнивать и описывать фрукты, отгадывать загадки, согласовывать
определения и существительные.
Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»
Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.
Составление рассказов – описаний деревьев
Учить сравнивать деревья, описывать их передавать характерные
особенности внешнего строения разных видов деревьев; упражнять в
употреблении существительных множественного числа.
Описание посуды (чашка, тарелка)
Упражнять в употреблении существительных в именительном и
9

родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы
посуды, называть их составные части, описывать предмет.
№ 9 Звуковая культура речи: звуки з и зь
 Упражнять детей в произношении изолированного звука з твёрдо и мягко;
различать слова со звуками з, зь.
№ 10 Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
 Учить детей описывать картину в определённой последовательности,
называть картинку. Приобщать детей к поэзии
№ 11 Урок вежливости
 Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше
показать гостю, чтобы он не заскучал.
№ 12 Составление рассказов – описаний игрушек
 Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить
рассказывать об игрушке по определённому плану (по подражанию
педагогу).
№ 13 Звуковая культура речи: звук ш
 Показать детям артикуляцию звука ш, учить чётко произносить звук
(изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.
№ 14 Обучение рассказыванию по картине «Снеговик»
 Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков
существенной информации. Обучать умению придумывать название
картине.
№ 15 Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»
 Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой
последовательности; учить придумывать название картины.
№ 16 Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из
чего?»
 Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять
последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении
образовывать слова по аналогии.
№ 17 Составление рассказов – описаний одежды
 Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону,
развивать мышление, внимание.
№ 18 Звуковая культура речи: звук ж
 Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звука ж
(изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять
слова со звуком ж.
10

№ 19 Слушание рассказа А.Гайдара «Поход»
 Учить слушать, отвечать на вопросы по содержанию литературных
произведений; развивать внимание, память.
№ 20 Викторина «Любимый сказочный герой»
 Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, умение
передавать характерные черты сказочного героя.
№ 21 Чтение произведения С.Прокофьевой «Сказка про маму»
 Учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения,
эмоционально воспринимать литературное произведение, выражать своё
отношение к персонажам, оценивать поступки героев. Развивать внимание,
память.
№ 22 Звуковая культура речи: звук ч
 Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в
произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать
фонематический слух детей.
№ 23 Составление рассказов по картине «На полянке»»
 Помогать детям рассматривать и описывать картину в определённой
последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.
№ 24 Чтение сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича –
Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
 Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять,
почему автор так уважительно называет комара.
№ 25 Звуковая культура речи: звуки щ – ч
 Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации
звуков щ – ч.
№ 26 Описание домашних птиц
 Учить описывать домашних птиц, поддерживать беседу, высказывать свою
точку зрения; выражать положительные эмоции при разгадывании загадок.
№ 27 Моя страна
 Учить рассказывать о своей стране, познакомить с её историей.
№ 28 Звуковая культура речи: звуки л, ль
 Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях,
словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие –
учить определять слова со звуками л, ль.
№ 29 День Победы
 Выяснить, что знают дети об этом празднике. Помочь запомнить и
выразительно читать стихотворение Т.Белозёрова «Праздник Победы»
№ 30 Описание ягод
11

 Развивать логику, внимание; учить описывать ягоды. Учить поддерживать
беседу, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции
при разгадывании загадок.
№ 31 Звуковая культура речи: звук ц
 Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в
словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить
различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл
слова, а на его звучание.
№ 32 Звуковая культура речи: звуки р, рь
 Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука р
(изолированно, в чистоговорках, в словах).
2.2. Содержание психолого-педагогической работы в старшей подгруппе
(от 5 до 7 лет)
Выписка из учебного плана:
Организованная образовательная деятельность - 64, из них:
32 – развитие речи,
32 – подготовка к обучению грамоте.
Цель: развивать речь, как средство общения, создавать условия, при которых
дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путём
словесного обращения ко взрослому или сверстнику.
Задачи:
Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения
всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать
развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической
речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не
торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Формы и режим организованной образовательной деятельности:
Организованная образовательная деятельность планируется 2 раза в
неделю, продолжительностью 25 минут, проводится в первой половине дня.

Краткое описание содержания.
Развитие речи:
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство
общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего
12

мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, миниколлекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из
определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые
сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с
достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том
числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми
разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки,
детского спектакля и т.д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения
вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать
комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными,
обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими
взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый
— снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник —
проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно
— солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные
по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с
— ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место
звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать
слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое
ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове,
ошибку
в
чередовании
согласных,
предоставлять
возможность
самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница;
масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
13

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица—
медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал —
выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного
числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном
наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени;
несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие
сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании
сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно
развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта,
придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого
характера на тему, предложенную воспитателем.
Приобщение к художественной литературе:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к
чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения
героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)
доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с
наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.
Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
14

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи,
участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на
оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных
художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и
предпочтения детей.
Учебно-тематическое планирование в старшей группе
Развитие речи
Тема. Программное содержание.
№ 1 «Учимся вежливости»
 Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о
необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников
соответствующие слова и обороты речи.
№ 2 «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»»
 Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать
сказку, придерживаясь плана.
№ 3 «Рассказывание по картине «Строим дом»
 Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать
продолжение сюжета; подбирать глаголы и прилагательные для
характеристики действий персонажей;
уточнить и закрепить
произношение звуков ш, ж; дифференцировать эти звуки, делить слова на
части.
№ 4 «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень
наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
 Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.
Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
№ 5 «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
 Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно
составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
№ 6 «Мы – воспитанники старшей группы»
 Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь
старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по
развитию речи.
№ 7 «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
 Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине; отмечать
различие и сходство между кошкой и котятами на основе внешнего вида;
15

уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и з,
дифференцировать эти звуки на слух.
№ 8 «Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»»
 Активизировать в речи детей существительные и прилагательные;
познакомить с произведением-перевёртышем.
№ 9 «Составление рассказа по серии картин «Откуда хлеб пришёл»»
 Уточнить представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать
хлебом, учить составлять небольшой рассказ по теме по предложенному
плану.
Закрепить
умение
согласовывать
прилагательные
с
существительными в роде и числе, правильно строить предложения.
№ 10
«Составление повествовательного рассказа «Как лиса за зайцем
охотилась»
 Формировать умение составлять повествовательный рассказ с помощью
заданной воспитателем схемы высказывания, придерживаться сюжетной
линии при составлении рассказа; упражнять в подборе признаков к
животному, а также глаголов, обозначающих действия животных;
воспитывать сочувствие к персонажу придуманной истории.
№ 11 «Пересказ Н.Калининой «Разве так играют?»
 Учить детей выразительно пересказывать текст, активизировать в речи
глаголы, подбирать по смыслу к существительным; упражнять в
образовании
форм
единственного
и
множественного
числа
существительных, обозначающих название детёнышей животных.
№ 12 «Живые слова»
 Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем
ритме; упражнять в произнесении чистоговорок с разной силой голоса.
№ 13 «Рассказывание на темы стихотворений»
 Учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы.
Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном
и родительном падежах множественного числа; закрепить представление
о том, что не все детёныши имеют специальное название; активизировать
в речи детей сложноподчинённые предложения. Учить выделять из
предложений слова со звуками ш и ж, чётко произносить фразы,
насыщенные данными звуками; произносить фразы различной
громкостью: громко, тихо, шепотом.
№ 14 «Рассказывание на тему из личного опыта «Игры зимой»
 Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта;
упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением;
отчётливо произносить слова со звуками с и ш.
№ 15 «Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю»»
16

 Закрепить знания детей о различных профессиях, умение составлять
небольшой рассказ о профессии по картинке, придерживаясь
предложенного воспитателем плана. Развивать связную речь,
активизировать в речи глаголы.
№ 16 «Животный мир»
 Обобщить знания детей по теме «Животные», учить понимать причины
изменений в жизни животных; развивать умение описывать их внешний
вид, приспособленность к зимнему периоду. Развивать интерес к
животным.
№ 17 «Зачем слону хобот?»
 Работа по словообразованию: лев-львица-львенок (львята), слон-слонихаслоненок (слонята) и т.д. Работа по согласованию существительных
множественного числа с числительными (один львенок, три львенка, пять
львят). Закрепить правильное произношение звуков «с» и «ч». Закреплять
умение делить слова на слоги. Учить строить высказывания типа
рассуждений, развивать умение придумывать сказку.
№ 18 «Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Заяц и ёж»»
 Учить пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
совершенствовать интонационную выразительность речи.
№ 19 «Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка»»
 Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в
образовании слов-антонимов.
№ 20 «Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»
 Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать
художественный текст без помощи вопросов воспитателя; подбирать по
смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу;
развивать чувство ритма и рифмы.
№ 21 «Составление описательного рассказа о зиме»
 Развивать умение понимать образный смысл выражений загадки.
Упражнять в подборе определений к заданному слову. Учить
образовывать
прилагательные
от
основ
существительных
и
притяжательные прилагательные (значение принадлежности). Развивать
умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать
различные средства связи частей предложения. Развивать навыки
творческого рассказывания, умение придерживаться выбранной линии в
творческом рассказывании.
№ 22 «Составление рассказа из личного опыта «Здравствуй, мамочка моя»»
 Развивать устную речь, умение последовательно рассказывать истории из
личного опыта, правильно строить предложения; познакомить с новой
17

№ 23


№ 24


№ 25

№ 26


№ 27


№ 28


№ 29


пословицей «При солнышке светло, при матери добро»; помочь понять её
смысл.
«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»»
Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи
вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу
названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы). Учить
согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить
пользоваться восклицательной информацией.
«Рассказывание на заданную тему»
Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить у детей
умение образовывать названия животных в именительном и родительном
падежах множественного числа; активизировать в речи детей
сложноподчинённые предложения. Учить подбирать слова, сходные по
звучанию.
«Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»
Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги
персонажей; понимать и объяснять смысл поговорок; подвести к
усвоению способов словообразования.
«Рассказ на предложенную тему»
Учить детей составлять рассказ на тему сказки. Уточнить и закрепить
правильное произношение звуков л, л,, р, р,, изолированных, в словах и
фразах; учить детей различать эти звуки в чужой и собственной речи,
чётко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить
правильно отгадывать загадки. Учить самостоятельно соотносить
названия объектов с их изображениями на картинках.
«Рассказывание по картине «Лошадь с жеребёнком»
Учить составлять описательные рассказы по картине, упражнять в
отчётливом произнесении скороговорки в разном темпе и с разной силой
голоса; составлять предложения с заданными словами.
«Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Учить детей рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя,
выразительно передавая разговор лисы с кувшином; объяснить значение
слова «жать», учить подбирать синонимы к глаголам, составлять
предложения с заданными словами.
«Составление описательных рассказов о предметах посуды»
Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды. Учить
сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению,
употребляя
названия
качеств
(стеклянный,
металлический,
пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного
18

значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий
– низкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству
(стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный). Учить
образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница,
сахарница, сухарница, супница).
№ 30 «Лексические упражнения»
 Проверить, насколько богат словарный запас детей.
№ 31 «Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»
 Формировать элементарные
представления
о разных жанрах
художественной литературы (рассказ, сказка), умение понимать
содержание рассказа, впервые прочитанного на занятии, умение
пересказать рассказ совместно с воспитателем.
№ 32 «Литературный калейдоскоп»
 Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети.
Познакомить с новой считалкой.
Подготовка к обучению грамоте
Тема. Программное содержание.
№1
 Закреплять представление детей о слове. Закреплять умение
интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие
согласные звуки, определять первый звук в слове.
№2
 Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с
заданным звуком. Учить детей делить на слоги двухсложные слова,
называть слова с заданным количеством слогов.
№3
 Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова, познакомить с
термином «слог». Учить называть слова с заданным слогом. Закреплять
умение интонационно выделять звук в слове.
№4
 Познакомить детей с предложением, учить составлять предложения из
двух слов, называть первое, второе слово. Учить называть слова с
заданным звуком.
№5
 Повторить знания о предложении, учить составлять предложения.
Познакомить детей со схемой звукового состав слова. Закрепить умение
делить слова на слоги.
19

№6
 Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение
называть первый звук в слове. Учить называть слова с заданным звуком.
№7
 Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение
называть слово с заданным звуком. Разучить игру с заданиями.
№8
 Учить детей проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые
звуки в словах. Познакомить со словоразличительной ролью звука.
№9
 Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять знания о
словоразличительной роли звука. Продолжать учить называть слова с
заданным звуком.
№ 10
 Учить детей проводить звуковой анализ слова. Продолжать учить
называть слова с заданным звуком. Закреплять знания о
словоразличительной роли звука.
№ 11
 Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение
называть слова с заданным звуком. Учить составлять из трёх слов
предложения и делить их на слова.
№ 12
 Дать понятие о гласных звуках. Продолжать учить называть слова с
заданным звуком.
№ 13
 Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять знания о
гласных звуках. Познакомить со слогообразовательной ролью гласных
звуков. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
№ 14
 Продолжать обучение звуковому анализу слова. Познакомить с тем, что
звуки делятся на гласные и согласные, а согласные на твёрдые и мягкие.
№ 15
 Продолжать обучение звуковому анализу слов. Учить различать гласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки.
№ 16
 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять
знание о гласных, твёрдых и мягких согласных звуках. Познакомить со
словоразличительной ролью твёрдых и мягких согласных звуков. Учить
называть слова с заданным звуком.
№ 17
 Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные,
20

твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о различительной
роли звука. Учить называть слова с заданным звуком.
№ 18
 Продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать
гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о
различительной роли звука. Учить называть слова с заданным звуком.
№ 19
 Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о
словоразличительной роли звука. Учить называть слова с заданным
звуком.
№ 20
 Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить называть слова с заданным
звуком.
№ 21
 Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о различительной
роли звука, продолжать учить называть слова с заданным звуком.
Закреплять знания о словоразличительной роли твёрдых и мягких
согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком.
№ 22
 Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о различительной
роли звука, продолжать учить называть слова с заданным звуком.
№ 23
 Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знание о
словоразличительной роли звуков. Продолжать учить называть слова с
заданным звуком.
№ 24
 Закрепить умение делить слова на слоги. Учить вычленять в слове
ударный слог. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
№ 25
 Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять словесное
ударение, определять его место в слове. Закреплять знание о
словоразличительной роли звука.
№ 26
 Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять словесное
ударение, определять его место в слове. Познакомить со
21

словоразличительной ролью ударения. Продолжать учить называть слова
с заданным звуком.
№ 27
 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать
гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять
словесное ударение, определять его место в слове. Учить называть слова с
заданным ударным гласным звуком.
№ 28
 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать
гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять
словесное ударение, определять его место в слове. Учить называть слова с
заданным ударным гласным звуком.
№ 29
 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать
ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные. Учить
сравнивать слова по звуковому составу.
№ 30
 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать
ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.
Закреплять умение называть слова с заданным ударным гласным звуком.
№ 31
 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать
ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.
Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
№ 32
 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать
ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.
Закреплять знание о различительной роли звука.

2.3. Содержание
компонент

психолого-педагогической работы: Региональный
Младшая подгруппа (3-5лет)

(Приобщение к художественной литературе)
Рассказываем знакомые и новые народные сказки, малые фольклорные
формы; читаем художественные произведения.
Способствуем заучиванию понравившихся произведений. Рассматриваем
книги, иллюстрации к текстам. Обсуждаем поступки героев, даём
характеристику героев; побуждаем к самостоятельным высказываниям.
22

Включаем детей в элементы инсценирования и драматизации народных
произведений.
Развитие речи. «Как в лесу деревья не одинаковы, так и люди». Мы все
разные, у каждого есть свои особенности, с которыми надо считаться.
Учимся распознавать эмоциональное состояние другого по невербальным
средствам; обсуждать, как можно помочь товарищу улучшить эмоциональное
состояние.
Формируем навыки доброжелательного общения, отрабатываем формулы
вежливого обращения (приветствие, прощание, извинение, приглашение к
деятельности и др.), используя элементы фольклорной, народной лексики
(Дорогого гостя да в красный угол», «И птицы весною парочками летают»,
«Ухо слышит больше, чем видит глаз», «Солнце для всех одинаково светит»
и др.).
«Красивая ложь хуже некрасивой правды». Честность – красивое качество,
которое всегда украшает человека. Поощряем ситуации общения, в которых
ребёнок говорит правду. «Труднее нажить добрую славу, чем дурную».
Разговариваем с детьми на темы, выходящие за пределы их
непосредственного окружения (бытовые, социальные, нравственные
проблемы).
Приобщение к художественной литературе. Пересказываем совместно
знакомые сказки и рассказываем новые народные (карельские, финские)
сказки, малые фольклорные формы; читаем художественные произведения.
Побуждаем детей к инсценированию и драматизации запомнившихся
народных произведений.
Способствуем заучиванию понравившихся произведений. Рассматриваем
книги, иллюстрации к текстам (например: сборник «Карельские сказки» с
иллюстрациями Н.Брюханова; В.Потиевский, «Ёжик Тим и ёжик Том» с
иллюстациями В.Наконечного; Е.Николаева «Светлячки» с иллюстрациями
М.Юфа и т.д.).
Читаем в свободное время художественные произведения писателей и
поэтов Карелии.
Анализируем поступки героев; побуждаем к самостоятельным
высказываниям о характерах, поступков героев; сравниваем произведения,
ищем основную мысль, смысл произведений, например русская сказка
«Морозко» имеет похожую в карельском фольклоре «Пряхи у проруби».
Старшая подгруппа (5 -7лет)
Развитие речи.
23

«Сила людская и камни двигает». Продолжаем учить детей внимательно,
заботливо относиться друг к другу. Поощряем проявления дружбы,
соучастия в жизни детей и взрослых. Создаём условия для проживания
положительных коллективных эмоций и чувств. «Ягодку с земли – и ту
пополам».
«От палки не так больно как от слова». Поддерживаем стремление детей
спокойно обсуждать проблемы, ситуации; выражать свою позицию, не
обижая при этом другого.
Продолжаем
закреплять
навыки
доброжелательного
общения,
конструктивного разрешения противоречий, используя литературные
фольклорные словесные формулы. «Коли мил друг, и десять вёрст – не
крюк», «Положил пушинку в общую корзинку», «Гость пообедает, дом не
обеднеет».
«В чужой лодке рыба всегда крупнее». Зависть такое качество человека,
которое благополучно мешает жить среди людей.
Обращаемся к карельскому фольклору для анализа характерных
особенностей, традиций жителей Карелии. Сказка «Лапоток»: старушка
обманывала хозяев, а ей всё разрешали. Почему? Для карела желание гостя –
закон, ему ни в чём нельзя было отказывать; к гостю относились бережно,
трепетно. «Кто гостю не рад, тот сам себе враг».
Побуждаем детей рассуждать на темы, проблемы, выходящие за пределы
непосредственного окружения. В ситуациях, не позволяющих сразу ответить
на вопрос, совместно выясняем, где можно найти соответствующую
информацию. Обращаем детей к предметно-развивающей среде группы,
детского сада; привлекаем родителей к изменению среды в ДОУ и дома.
Приобщение к художественной литературе.
Побуждаем к самостоятельному пересказыванию знакомых сказок и
рассказываем новые народные карельские, финские, вепсские сказки, малые
фольклорные формы; читаем художественные произведения писателей и
поэтов Карелии. Способствуем самостоятельному инсценированию и
драматизации запомнившихся народных произведений.
Помогаем заучивать понравившиеся произведения. Рассматривая книги,
иллюстрации к текстам, создаём ситуации обсуждения увиденного и
услышанного. При анализе поступков героев высказываем личную позицию
о характерах героев, их действиях; самостоятельно ищем аналоги в
карельских, финских и русских сказках.
Продолжаем работу по самостоятельному определению идеи произведения,
характеристику героев и их художественное воплощение в иллюстациях.
24

III. Организационный раздел
3. Условия реализации Программы
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе
содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная,
вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует
возрастным возможностям детей их интересам и потребностям, а так же
содержанию Программы. В группе имеется игротека, включающая игровые
упражнения, обучающие и развивающие игры познавательно-речевого
содержания. Для речевого развития детей оформляются выставки
художественной литературы, иллюстраций, тематических картин, макеты, в
соответствии темой недели. Созданы условия для проведения театральной
деятельности. В группе имеются игрушки и пособия, дидактические игры для
речевого развития. Организация и размещение предметно - развивающей
среды осуществляется педагогами рационально, логично, удобно для детей.
В методическом кабинете в достаточном количестве имеется
демонстрационный и дидактический материал (предметы народного
промысла; мини – коллекции: открытки, наборы игрушек и предметов,
выполненные из разных материалов; иллюстрированные издания книг (в том
числе знакомые сказки с рисунками разных художников); открытки,
фотографии с различными достопримечательностями родного края; наборы
сюжетных картинок; репродукции картин; рекламные буклеты; настольные
календари разной тематики, наглядно-дидактические пособия).

3.2. Учебно-методические средства обучения.
Методическое обеспечение
Воспитательно-образовательный процесс ведется в соответствии с
примерной основной общеобразовательной программой дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.
В работе с детьми используются наглядные, словесные и практические
методы. Во взаимодействии с детьми отдается предпочтение личностноориентированной модели.

25

- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – Москва, «Мозаика-Синтез», 2014 г.
Пособия:
- Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 37 лет»/ Москва, «Мозаика-Синтез», 2009 г.;
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Программа и методические
рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет»/ Москва; «Мозаика-Синтез»,
2008 г.;
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе
детского сада»/ Москва; «Мозаика-Синтез», 2007 г.;
- Гербова В.В. «Коммуникация. Развитие речи и общения в средней группе
детского сада»/ Москва, «Мозаика-Синтез», 2012 г.;
- Гербова В.В. «Коммуникация. Развитие речи и общения в старшей группе
детского сада»/ Москва, «Мозаика-Синтез», 2012 г.;
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в подготовительной группе
детского сада»/ Москва, «Мозаика-Синтез», 2011 г.;
- Гербова В.В. «Развитие речи в разновозрастной группе»/ Москва;
«Мозаика-Синтез», 2009 г.;
- Журова Л.Е. «Подготовка к обучению грамоте в детском саду»/ Москва,
«Просвещение», 1994 г.;
Серия наглядно-дидактических пособий «Грамматика в картинках» –
Москва; Мозаика-Синтез, 2010.
Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам». –
Москва; Мозаика-Синтез, 2010-2012.
Дидактическое обеспечение:
Дидактические материалы
- фланелеграф; наборное полотно;
- муляжи фруктов и овощей;
- куклы с набором одежды: мальчик и девочка;
- наборы посуды, мебели, постельного белья,
- иллюстрации, фотографии с изображением времён года, домашних и диких
животных, птиц; сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для
составления сюжетного рассказа;
- настольный, пальчиковый и кукольный театры «Репка», «Колобок», «Волк
и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя».
26

Дидактические игры
 «Персонажи для фланелеграфа» - способствовать развитию речи,
освоению диалогической формы речи, помогать драматизировать
отрывки из хорошо знакомых сказок;
 «Сюжетные картинки» - учить детей рассматривать сюжетные
картинки и объяснять, что на них изображено, способствовать
освоению диалогической речи;
 «Большие и маленькие» - обогащать словарь детей существительными,
обозначающими названия домашних животных и их детёнышей;
способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи
детей;
 «Картинки-сказки», «В гостях у сказки» - учить называть
произведения, главных героев, их действия. Рассказывать содержание
произведения с опорой на иллюстрации, картинки.
 «Домашний уголок» - учить различать и называть предметы
ближайшего окружения, их функции и назначение;
 «Лото для малышей» - учить называть предметы, соотносить предмет с
изображением;
 «Предметы и сюжеты» - учить сравнивать, развивать восприятие, речь;
 «Собери поезд» - научить объединять различные вещи в группы по их
назначению в быту и называть эту группу обобщающим словом:
посуда, одежда, мебель;
 Умное домино «Составь слово» - учить детей подбирать слова с
определённым звуком; подбирать картинку на определённый звук;
узнавать и называть знакомые буквы;
 «Придумай загадку» - учить детей придумывать загадки по картинкам
(о животных, птицах, насекомых, растениях), пополнять активный
словарный запас детей прилагательными, глаголами;
 «Собираем урожай» - закрепить знания об овощах и фруктах;
обозначать картинки обобщающими словами;
 «По сказкам Пушкина» - узнавать по сюжетным картинкам, из какой
сказки изображённый отрывок; развивать внимание, речь детей;
 «Кто в домике живёт?» - подбирать слова на заданный звук;
 «На что похоже?» - подбирать предметы заданной геометрической
формы, обосновывать свой выбор;
 «Подбери картинку» - научить детей классифицировать предметы,
называть группу предметов обобщающим словом, развивать речь
детей.
27























«Народные промыслы» - знакомить детей с культурными традициями
родной страны, различать народные промыслы: гжельская керамика,
русская матрёшка, хохломская роспись и т.д. Развивать внимание,
усидчивость.
«Что такое хорошо, что такое плохо» - соединить два элемента,
изображающих поступки детей в разных ситуациях в карточку,
объясняя отрицательные или положительные поступки совершают
дети. Развивать культуру поведения, речь.
«Профессии», «Играем в профессии» - различать и называть
профессию, необходимые инструменты для работы. Развивать речь,
логику.
«Контрасты» - учить подбирать слова, противоположные по смыслу –
антонимы, соединять два элемента в карточку. Развивать речь,
внимание.
«Четвёртый лишний» - классифицировать предметы по одному
признаку, вычленяя лишний. Развивать внимание, логику, речь.
«Узнай и назови» - познакомить детей с обобщёнными понятиями и их
конкретным содержанием по темам: «Семья», «Мебель», «Транспорт»,
«Продукты», «Животные», «Цветы».
«Чудо-техника» - закрепить знания детей о технике, машинах,
облегчающих труд людей. Учить отгадывать загадки. Развивать
внимание, воображение, речь.
«Кто, где живёт?» - закрепить название диких животных, их
детёнышей, уточнить среду обитания. Развивать внимание, речь.
«Дикие животные» - закрепить знания детей о диких животных,
внешнем виде. Развивать речь.
«Чей домик?» - закреплять знания детей о диких и домашних
животных, называть место обитания. Развивать внимание, память, речь.
«Вокруг света с Лёлей и Серёжкой» - познакомить детей с картой
мира, её материками, животными, обитающими на них. Расширять
кругозор, развивать речь, память.
«Сюжетные картинки» - составлять рассказы по картинкам, описывая
предметы, людей, место действия. Развивать воображение, творчество,
речь.
«Времена года» - познакомить детей с сезонными изменениями в
природе и действиями человека в разное время года. Развивать
наблюдательность, интерес к окружающему миру, находить
закономерности, классифицировать объекты.
28

Техническое обеспечение:
- компьютер;
- фильмоскоп с набором диафильмов;
- магнитофон с аудио-, видео- и грамзаписями русских народных сказок,
песенок и мультфильмов для детей.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».