РП-Черчение-8-9 кл.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА П. ВАЛДАЙ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ВАЛДАЙ
Дата: 2025.01.23 12:12:35 +03'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Сегежского муниципального района
МКОУ СОШ п.Валдай

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом
№1 МКОУ СОШ п.
Валдай

Директор МКОУ СОШ п. Валдай

________________________

Приказ №20-СД
от «31» августа 2023 г.

от «29» августа 2023 г.

________________________
Першкина Ж.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 8 – 9 классов

Валдай 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования на основании авторской программы по
курсу черчения для образовательных учреждений (авторы: В.Н. Виноградов, В.И. Вышнепольский;) //
Методическое пособие. Программа. – М.: Астрель, 2015 // , допущенной Министерством образования и
науки Российской Федерации, учебника по черчению (Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений
/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.– 4-е изд., дораб. – М.: АСТ: Астрель, 2016.
– 221 с: ил.) и обеспечивает обязательный минимум содержания образования по технологии (раздел
«Черчение и графика» согласно приказу министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» определен обязательный
минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки
выпускников основной школы по разделу «Черчение и графика» обязательной области «Технология»).
В связи с тем, что большое количество учащихся по окончании основной школы продолжают
свое обучение в учебных заведениях технической направленности, целесообразно чтобы учащиеся
получили знания по черчению в школе. Поэтому из части, формируемой участниками образовательных
отношений в 8 и 9 классе отводится по 34 часа на изучение предмета «Черчение», т.е. 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 2 год обучения.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение»
В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС) основного общего
образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной
деятельности обучающихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения черчения подразумевают:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического творчества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- накопление опыта графической деятельности;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности;
- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы «Черчение» являются:
Регулятивные УУД:
- формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
- уметь планировать пути достижения намеченных целей;
- уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем
ориентиров действий в новом учебном материале;
- уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;
- формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
- уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях.

Познавательные УУД:
- формировать и развивать компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя
недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, самостоятельно выбирая
основания для указанных логических операций;
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД:
- уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою
точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии,
аргументировать собственную точку зрения;
- умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и
диалогической формами речи;
- овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и
отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты :
в познавательной сфере:
Использование
для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов:
наблюдение, измерение, моделирование, конструирование;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приемы работы с чертежными инструментами
- правила выполнения чертежей;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости
проекций;
- принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
-приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности
человека;
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной
литературой;
-выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
в мотивационной сфере:
- формирование представлений о мире профессий;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников
познавательно - трудовой деятельности;
в коммуникативной сфере:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения
собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для
оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
овладение устной и письменной речью; высказываний;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать
с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными инструментами (циркуль,
транспортир, треугольники, маркированные карандаши), достижение необходимой точности движений
при выполнении различных технологических операций при моделировании;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических
требований;
- сочетание образного и логического и пространственного мышления в чертёжной деятельности.
Выпускник научится:
- выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
- рационально использовать чертежные инструменты;
- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости;
- понимать способы построения несложных аксонометрических изображений;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их
частей;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием;
- приемам основных геометрических построений;
- основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение;
- основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов
- основным правилам условности изображения и обозначения резьбы;
- основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел;
- применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
- узнавать на изображениях соединение деталей;
- характеризовать особенности выполнения строительных чертежей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
- выполнять необходимые разрезы;
- правильно определять необходимое число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с
элементами конструирования);
- читать несложные строительные чертежи.
В результате обучения учащийся:
- владеет приёмами работы с чертёжными инструментами;
- выполняет простейшие геометрические построениями;
- владеет основными сведениями о ЕСКД;

- умеет выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить
необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
- владеет правилами выполнения чертежей, приёмами чтения чертежей;
- выбирает главный вид, определяет необходимое и достаточное число видов на чертежах и правильно
располагать их на формате;
- знает и применяет основы прямоугольного проецирования на три взаимно перпендикулярные
плоскости проекции;
-владеет принципами построения наглядных изображений;
- выполняет геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей;
- читает и выполняет чертежи и наглядные изображения несложных предметов;
- наносит размеры с учётом формы предмета;
- применяет графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
- читает и выполняет эскизы несложных предметов;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
- выполнят необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и
деталей;
- применят разрезы в аксонометрических проекциях:
- различает типы разъемных и неразъемных соединений;
- изображает резьбу на стержне и в отверстии, понимает условные изображения и обозначения резьбы
на чертежах, читает обозначение метрической резьбы;
- выполняет несложные сборочные чертежи, пользуется ЕСКД и справочной литературой;
- выполняет чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
- читает и деталирует чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из 3-6 деталей;
- читает несложные архитектурно-строительные чертежи;
- выполняет несложные строительные чертежи;
- ориентируется на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;
- знаком информационными технологиями в производстве, конструировании и моделировании,
перспективными технологиями;
-анализируют
форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим
разверткам;
- осуществляют несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их
частей;
- читает и выполняет виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
- анализирует графический состав изображений;
- читает и выполняет наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и
наброски;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
- приводит примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности
человека;
- подробно ознакомиться с историей развития чертежа и вкладом выдающихся русских изобретателей и
инженеров в развитие чертежа;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения
параметров технологического процесса; выбора, проектирования, конструирования, моделирования
объекта труда и технологии с использованием компьютера (справочный материал, схема и
техинструкция и т. д.);
- знаком с профессиями и специальностями (чертёжник, архитектор, топограф, картограф и др.);
- умеет соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми
профессиями к личным качествам человека (апробация профессиональных знаний и умений в рамках
тематического урока).

II. Содержание учебного предмета «Черчение».
8 класс
(34 ч, по 1 ч. в неделю)
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения.
Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи
изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы.
Некоторые сведения о нанесении размеров на
чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины
детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о
чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (10 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение
изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение
необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в
проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции
плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о
техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида —
аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (17 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение
предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи
группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму
предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата.
Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение
чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла
на равные части; сопряжений. Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение
прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на
равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного
изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в
том числе творческих.

Обязательный минимум
графических и практических работ для 8 класса
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.)
Работы

Примечание

1. Линии чертежа
2. Чертёж «плоской» детали
3. Моделирование по чертежу

–––
–––
Из проволоки, бумаги, картона,
пластических и других
4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов материалов.
С построением проекций точек,
5. Построение третьей проекции по двум данным
отрезков, граней и пр.
6. Чертеж детали
–––
С использованием
геометрических построений (в
7. Устное чтение чертежей
том числе сопряжений)
8. Чертеж предмета в трёх видах
–––
9. Эскиз и технический рисунок детали
С преобразованием формы
10. Эскизы деталей с включением элементов
предмета
конструирования
–––
11. Чертеж предмета (контрольная работа)
С преобразованием форм
предмета
По аксонометрической проекции
или с натуры.
9 класс
(34 ч., по 1ч. в неделю)
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (1 ч.)
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (14 ч.)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и
профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы.
Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в
аксонометрических проекциях.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (16 ч.)
Чертежи типовых соединений деталей (10 ч.). Выбор количества изображений и главного
изображения. Условности и упрощения на чертежах. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные
соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных,
клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.

Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами.
Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей
резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий (7 ч.). Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах
(спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей.
Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение
простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (3 ч.)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от
машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение
несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа.
Обязательный минимум
графических и практических работ 9 класса.
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях).
Работы

Примечание

1.Эскизы деталей с выполнением сечений.

С натуры или по аксонометрической проекции
По одному или двум видам детали.

2.Эскиз детали с выполнением необходимого
разреза.
3.Чертёж детали с применением разреза.
4.Устное чтение чертежей.
5.Эскиз с натуры.
6.Чертёж резьбового соединения.
7.Чтение сборочных чертежей.
8.Деталирование.
9.Решение творческих задач с элементами
конструирования.
10.Чтение строительных чертежей.
11.Выполнение чертежа детали.

Применение необходимых разрезов, сечений и
других условностей и упрощений.
С выполнением технических рисунков 1-2 деталей.
Выполняются чертежи 1-2 деталей.

С использованием справочных материалов.
Контрольная работа по сборочному чертежу.

Оценка знаний и умений учащихся по черчению.
Нормы оценок при устной проверке знаний.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их
изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием
принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей,
которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие
затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения
и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера,
исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей,
изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного
применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с
помощью учителя.

Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет
рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно
ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера,
которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных
объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает,
обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь
ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по
указанию и с помощью учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные
ошибки.
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения:
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900,
450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.
- Ластик
- Тетрадь в клетку.
- Формат А4.

УМК – 8 – 9 класс
Программа (автор)
«Черчение»
А.Д.Ботвинников
В.Н.Виноградов

Учебник
«Черчение» 7-8
класс
А.Д.Ботвиннивов и
др.

И.С.Вышнепольский

Материалы для
учебника
Дидактический
материал.

Материалы для учителя
Методическое пособие по
черчению: к учебнику
А.Д.Ботвинникова и др.
«Черчение»
Методика преподавания
черчения. – М: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС

Дополнительная литература:



Научно-методический журнал «Школа и производство».
Библиотека журнала «Школа и производство»
Г.Ф. Хакимов, Р.Р. Вахитов Эвристические графические задачи.
Москва «Школа-пресс» 1999 г.








Учебник Черчение для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.В.
Степаковой. Москва «Просвещение» 2001
Комплект рабочих тетрадей по черчению В.В. Степаковой. Москва «Просвещение» 2002 г.
Методическое пособие по черчению. Графические работы. В.В. Степаковой. Москва
«Просвещение» 2001 г.
Карточки-задания по черчению. Под редакцией В.В. Степаковой. Москва «Просвещение» 2001 г.
Учебник Черчение для 9 класса общеобразовательных учреждений.
М.А. Гордиенко. Москва 2001
Учебник Черчение для учащихся общеобразовательных учреждений.
Под редакцией Н.Г. Преображенской. Москва Издательский цент
«Вентана-Граф» 2005 г.



Комплект рабочих тетрадей по черчению
Н.Г. Преображенсакя, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева



Справочное пособие по черчению.
С.Н. Балягин. Москва, АСТ Астрель, 2002 г.



Задания на деталирование сборочных чертежей.
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2001 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».