РП-Функциональная грамотность-5-7кл.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
П. ВАЛДАЙ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
П. ВАЛДАЙ
Дата: 2025.01.23 12:11:47 +03'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Сегежского муниципального района
МКОУ СОШ п. Валдай

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом
№1 МКОУ СОШ п. Валдай

Директор МКОУ СОШ п. Валдай

от «29» августа2024 г.

Приказ № 18/1-СД
от «02» сентября 2024 г.

___________________Н.Н. Деткова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 5 – 7 классов

п. Валдай
2024 г.

Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Программа курса внеурочной деятельности для 5 - 7 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, требования к основной образовательной программе
основного общего образования.
Понятие функциональной грамотности
включает компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
Функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую
очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования,
призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?», является исследование PISA (Programme for International
Student Assessment), инициированное Организацией экономического
сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными
научными организациями, при участии национальных центров.
Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения,
необходимые для полноценного функционирования человека в
современном обществе. Первоначально в данном исследовании PISA
оценивалось четыре вида грамотности: читательская, математическая,
естественнонаучная и финансовая. В дальнейшем добавляется оценка
креативности мышления, глобальные компетенции и совместное решение
проблем. Следовательно, исследование развивается.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7
мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу,
«...в
2024
году
необходимо
<...>
обеспечить
глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования».
Поскольку функциональная
грамотность
понимается
как
совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное
функционирование человека в современном обществе, её развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов
мониторинга
PISA,
как
факта
доказательства
выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и

для развития российского общества в целом.
Актуальность проблемы развития функциональной грамотности у
обучающихся мотивирована низким уровенем функциональной
грамотности подрастающего поколения, что затрудняет их адаптацию и
социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны
эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной
деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать
развитию страны.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность»
учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
школьника.
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 5–7-х классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов
грамотностей: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на 6 блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная
грамотность»,
«Креативное
мышление»,
«Глобальные
компетенции».
Математическая
грамотность:
способности
человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям
понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения.
Читательская грамотность: способности человека понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать
и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные

особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и
технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать
эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление: развитие творческих мыслительных
способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности
мышления: беглость — способность быстро генерировать поток идей,
возможных решений, подходящих объектов; гибкость — способность
применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем;
готовность и умение рассматривать имеющуюся ин- формацию с разных
точек зрения; оригинальность — способность придумывать нестандартные,
уникальные, необычные идеи и решения; способность к детальной
разработке; способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно
разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Глобальные компетенции: овладение знаниями о процессе
глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны
жизни человека и общества; формирование аналитического и критического
мышления; осознание собственной культурной идентичности и понимание
культурного многообразия мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Метапредметные и предметные результаты
Грамотность
5-й класс
Читательская находит и извлекает
информацию
из
различных
текстов

6-й класс
применяет
извлеченную из
текста
информацию для
решения разного
рода проблем
Математиче с находит и извлекает применяет
кая
математическую
математические
информацию в раз- знания для решения
личном контексте разного рода
проблем
Естественно- находит и
объясняет и
научная
извлекает
описывает
информацию о
естественноестественнонаучных научные явления

7-й класс
анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из
текста
формулирует
математическую
проблему на основе
анализа ситуации
распознает и
исследует личные,
местные,
национальные,

явлениях в различ- на основе
ном контексте
имеющихся
научных знаний

Финансовая

Креативное
мышление

Глобальные
компетенции

находит и извлекает
финансовую
информацию
в
различном
контексте
фантазирует,
выдвигает
разнообразные идеи
находит и
извлекает
информацию из
различных текстов,
касающуюся глобальных проблем

глобальные
естественнонаучные проблемы
в различном
контексте
Анализирует
информацию
в
финансовом
контексте

применяет
финансовые
знания для
решения разного
рода проблем
развивает, уточняет, оценивает,
детализирует
анализирует,
разнообразные идеи выдвигает
креативные идеи
осознает и
анализирует
и
понимает
критически
глобальные
оценивает
проблемы, осознает информацию
межкультурные
различия, понимает
важность
взаимоотношений
с представителями
других культур

Личностные результаты
Грамотность
Читательская

5–7-е классы
оценивает содержание прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей; формулирует
собственную позицию по отношению к прочитанному
Математическая объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях
обще- ственной жизни на основе математических знаний с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
Естественнообъясняет гражданскую позицию в конкретных
научная
ситуациях
общественной
жизни
на
основе
естественнонаучных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
Финансовая
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав
и обязанностей гражданина страны
Креативное
способен получать новые знания, креативно мыслить,

мышление

решать возникшие проблемы, выдвигать идеи

Глобальные
компетенции

открыт представителям иных культур, взаимодействует
уважительно (уважение других культур и культурных
отличий), способен сочувствовать, обладает широтой
взглядов и ответственностью

Содержание курса «Функциональная грамотность»
5-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы в
фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник
информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественный и технический). Работа со
сплошным текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача
Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии.
Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на
разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление
модели. Комбинаторные задачи. Представление дан- ных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на
человека. Движение и взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды.
Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли. Уникальность
планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно
делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги.
Креативное мышление: Невероятные ситуации. Придумай животное.
Если нельзя, но очень надо. Завершение фигуры. Изменения
и улучшения. Смешение свойств. Спрячь слово. Как поднять другому
настроение.
Глобальные компетенции: Человек и природа: охрана природы,
ответственное отношение к живой природе. Традиции и обычаи.
Многообразие культур и идентификация с определенной культурой. Семья:
роль семьи в жизни общества, демографическая проблема (старение, дети).
6-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в
эпическом произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление

содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ,
отчёт, репортаж). Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы
логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности.
Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные
состояния. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование
явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация.
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и
современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Как заработать деньги?
Креативное мышление: Газетный репортаж. Гости с других планет.
Незавершённые истории. Магическая дверь. Новая жизнь старых вещей.
Спрятавшиеся рисунки.
Глобальные компетенции: Здоровье: глобальные проблемы и основы
здорового образа жизни, продовольственная проблема. Права человека как
ценность. Равноправие, противостояние политическому, расовому,
гендерному, религиозному и другим видам неравенства, миграция и
беженцы.
7-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.
Сопоставление
содержания
текстов
публицистического
стиля.
Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы
текстов:
текст-объяснение
(объяснительное
сочинение,
резюме,
толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного для анализа.
Математическая грамотность: Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи
на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач
реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной
форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутся
сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов.
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо.
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Исследование

океана. Использование подводных дронов. Эволюция органического мира.
Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны
платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в
вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный
бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных
пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков.
Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
Креативное мышление: Если бы я писал книгу. Что ты видишь.
Истории и легенды. От точки к точке. Свой город. Реклама на коробках.
Рекламный щит.
Глобальные компетенции: Основные причины возникновения
глобальных проблем. Человек и природа: мировой океан, изменение
климата, дефицит воды, энергетическая и сырьевая проблема. Права
человека. Образование как ценность и право.
Тематическое планирование
5-й класс
Код урока

Тема урока

1. Читательская грамотность
5чг-1
Определение основной темы в фольклорном
произведении
5чг-2
Пословицы, поговорки как источник информации
5чг-3
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля
Работа с текстом: как выделить главную мысль
5чг-4
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и
5чг-5
техническое). Работа со сплошным текстом
2. Математическая грамотность
5мг-1
Задачи на переливание и взвешивание
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
5мг-2
лжецах и тех, кто всегда говорит правду
Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
5мг-3
геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание
Первые шаги в геометрии. Разбиение объекта на
5мг-4
части и составление модели
Комбинаторные задачи. Представление данных в
5мг-5
виде таблиц, диаграмм, графиков

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

3. Естественно-научная грамотность
Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
5ен-1
неслышимые звуки. Шум и его воздействие на
человека
5ен-2
Движение и взаимодействие частиц
5ен-3
Вода. Уникальность воды
5ен-4
Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера
Земли
Уникальность планеты Земля. Условия для
5ен-5
существования жизни на Земле
4. Финансовая грамотность
5фг-1
Как появились деньги? Что могут деньги?
5фг-2
Деньги в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие
5фг-3
Как разумно делать покупки?
5фг-4
Кто такие мошенники?
5фг-5
Личные деньги
5. Креативное мышление
5кр-1
Невероятные ситуации. Придумай животное
5кр-2
Если нельзя, но очень надо
5кр-3
Завершение фигуры
5кр-4
Изменения и улучшения. Смешение свойств
5кр-5
Спрячь слово. Как поднять другому настроение
6. Глобальные компетенции
5гл-1
Человек и природа: охрана природы,
ответственное отношение к живой природе
5гл-2
Традиции и обычаи
5гл-3
Многообразие культур и идентификация с
определенной куль- турой
5гл-4
Семья: роль семьи в жизни общества
5гл-5
Семья: демографическая проблема (старение, дети)
7. Итоговые занятия
5ит-1
Работа над проектом в малых группах
5ит-2
Защита проекта
5ит-3
Выполнение диагностической работы
5ит-4
Интеллектуальная игра на параллели

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6-й класс
1. Читательская грамотность
6чг-1
Определение основной темы и идеи в эпическом

5
1

произведении
6чг-2
Сопоставление содержания художественных
текстов
6чг-3
Определение авторской позиции в
художественных текстах
6чг-4
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,
отчёт, репортаж)
6чг-5
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты
2. Математическая грамотность
6мг-1
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция
6мг-2
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: движе- ние
6мг-3
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: работа
Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические фигуры
6мг-4
на клетчатой бумаге, конструи- рование
6мг-5
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности
3. Естественнонаучная грамотность
6ен-1
Тело и вещества
6ен-2
Агрегатные состояния
6ен-3
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
для измерения температуры
6ен-4
Плавление и отвердевание
6ен-5
Испарение и конденсация
4. Финансовая грамотность
6фг-1
Удивительные факты и истории о деньгах
6фг-2
Нумизматика. «Сувенирные» деньги
6фг-3
Фальшивые деньги: история и современность
6фг-4
Виды доходов. Заработная плата
6фг-5
Как заработать деньги?
5. Креативное мышление
6кр-1
Газетный репортаж
6кр-2
Гости с других планет
6кр-3
Незавершённые истории. Магическая дверь
6кр-4
Новая жизнь старых вещей
6кр-5
Спрятавшиеся рисунки
6. Глобальные компетенции

1
1
1
1

5
1
1
1

1

1

5
1
1
1

1
1

5
1
1
1
1
1

5
1
1
1
1
1

5

6гл-1

Здоровье: глобальные проблемы и основы
здорового образа жизни
6гл-2
Продовольственная проблема
6гл-3
Права человека как ценность
6гл-4
Равноправие, противостояние политическому,
расовому, гендер- ному, религиозному и другим
видам неравенства
6гл-5
Миграция и беженцы
7. Итоговые занятия
6ит-1
Работа над проектом в малых группах
6ит-2
Защита проекта
6ит-3
Выполнение диагностической работы
6ит-4
Интеллектуальная игра на параллели
ИТОГО

1
1
1
1

1

4
1
1
1
1
34

7-й класс
1. Читательская грамотность
7чг-1
Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник
информации
7чг-2
Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля. Общественная ситуация
в текстах.
7чг-3
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели дальнейшего
использования?
7чг-4
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение)
7чг-5
Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль

5
1

2. Математическая грамотность
7мг-1
Задачи практико-ориентированного содержания: на
движение, на совместную работу
7мг-2
Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни
7мг-3
Задачи практического содержания
7мг-4
Решение задач реальной жизни
7мг-5
Статистические явления, представленные в

5
1

1

1

1
1

1

1
1
1

различной форме: текст, таблица, столбчатые и
линейные диаграммы, гистограммы
3. Естественнонаучная грамотность
7ен-1
Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и
газов
7ен-2
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.
Ураган, торнадо
7ен-3
Землетрясение, цунами, объяснение их
происхождения
7ен-4
Исследование океана. Использование подводных
дронов.
7ен-5
Эволюция органического мира.

5
1

4. Финансовая грамотность
Что такое налоги и почему мы их должны
7фг-1 платить? Виды на- логов. Подоходный налог.
Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня
и налоговые льготы
7фг-2
Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налого- вые сборы?
7фг-3
Виды социальных пособий. Если человек потерял
работу
7фг-4
История возникновения банков. Как накопить,
чтобы купить?
7фг-5
Всё про кредит

5

5. Креативно мышление
7кр-1
Если бы я писал книгу. Что ты видишь
7кр-2
Истории и легенды
7кр-3
От точки к точке. Свой город
7кр-4
Реклама на коробках
7кр-5
Рекламный щит
6. Глобальные компетенции
7гл-1
Основные причины возникновения глобальных
проблем
7гл-2
Человек и природа: мировой океан, изменение
климата, дефицит воды
7гл-3
Энергетическая и сырьевая проблема
7гл-4
Права человека
7гл-5
Образование как ценность и право
7. Итоговые занятия
7ит-1
Работа над проектом в малых группах

1
1
1
1

1

1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1

7ит-2
7ит-3
7ит-4
ИТОГО

Защита проекта
Выполнение диагностической работы
Интеллектуальная игра .

1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».