МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА П. ВАЛДАЙ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.
ВАЛДАЙ
Дата: 2025.01.23 12:10:36 +03'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Сегежского муниципального округа
МКОУ СОШ п. Валдай
СОГЛАСОВАНО
педагогическим
советом №1
МКОУ СОШ п.
Валдай
от 29 августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ п.
Валдай
_____________Першкина Ж.В.
Приказ № 18/1 - СД
от 02 сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Индивидуальный проект»
учебного предмета « География»
для обучающихся 10 класса
на 2024-2025 учебный год
п. Валдай 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе
составлена в соответствии с Основной образовательной
программой среднего общего образования МКОУ СОШ п.
Валдай,
примерной
программой
М.В.Половковой
«Индивидуальный проект».
Цели изучения предмета и планируемые результаты
освоения
Учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование
или учебный проект).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью
государства в активном, самостоятельном, мобильном,
информационно грамотном, компетентном гражданине общества,
а также необходимостью формирования учебно-познавательной
компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в
совокупности
компетентностей
личности,
обеспечивает
присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира
культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно
присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В
тоже время результаты многочисленных исследований учёных,
методистов,
педагогов-практиков
свидетельствуют
о
недостаточном уровне владения учащимися ключевыми
образовательными компетентностями и в том числе важнейшей
из них – учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет
«Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект
или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках
одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает
приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания
и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности,
или самостоятельном применении приобретенных знаний и
способов действий при решении практических задач, а также
развитие способности проектирования и осуществления
целесообразной и результативной деятельности (познавательной,
конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением
школьной проектной системы и, одновременно, переходным
элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека.
Индивидуальный проект выполняется учащимися в течение
одного года в рамках учебного времени, специально отведённого
учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершённого учебного исследования или разработанного
проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и
общественной
презентации
обучающимися
результатов
исследования индивидуального проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социально значимой
проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и
метапредметным
результатам
освоения
основной
образовательной программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и
опыта применения методов, технологий и форм организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения
практико-ориентированных
результатов
образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися
основной образовательной программы, а также усвоения
знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на
процессах исследования и проектирования (в соответствии с
ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к
другим типам деятельности. При этом программа предполагает
практические задания
на
освоение
инструментария
исследования и проектирования в их нормативном виде и в их
возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с
процессами исследования и проектирования, в соответствии с
существующими культурными нормами. С помощью данного
курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и
активного использования школьниками в своих проектах и
исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым
элементом в общей структуре курса. Логика чередования
модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была
возможность
изучить
часть
теоретического
материала
самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть
модулей специально предназначена для совместной работы в
общем коммуникативном пространстве и предполагает
обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец,
третий тип модулей нацелен на собственную поисковую,
проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в
относительно свободном режиме. Проходя один модуль за
другим, обучающийся
получает
возможность
сначала
выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить
одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив
конструктивные критические замечания, и успешно защитить
свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного
использования при прохождении курса: в зависимости от
предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться
индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или
рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том
числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать,
анализировать и оценивать необходимую для работы
информацию. Помимо Интернета, следует не только
рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научнопопулярными изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс
тренировки и выполнения проекта или исследования, следует
специально подготавливать и сценировать. Для этого
необходимо заранее продумывать,
как будет происходить
процесс коммуникации, а именно:
—
что
будет
предметом
участников события;
доклада
или
сообщения
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника:
задаёт
вопросы на понимание, высказывает сомнения,
предлагает встречные варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с
общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или
парах, распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения
или спонтанные оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий
(регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист,
владеющий
способностью выстраивать содержательное
обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в
позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в
статусе эксперта. Для старшеклассников, занимающихся
проектами
и
исследованиями,
чрезвычайно
важна
интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла
бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное
сопровождение
процесса
работы
над
проектом
или
исследованием ведёт ответственный за это педагог. В
дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время
которых проявляются и проверяются многие метапредметные и
личностные результаты обучения в школе, достигнутые к
моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы,
выпускники школы — студенты вузов, представители власти,
бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с
тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом
важно понимать, что необходимо предварительное согласование
с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт
должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в
рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать
пути
возможных
решений,
рекомендовать
источники
необходимой информации, дополнительные методики, с тем
чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание
продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку
предполагает освоение ряда понятий, способов действия и
организаторских
навыков, стоящих «над» предметными
способами работы ученика. К ним относятся постановка
проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и
использование знаков и символов, организация рефлексии,
сценирование события. Несмотря на то что программа
называется «Индивидуальный учебный проект», значительная
часть занятий предусматривает групповую и коллективную
работу. Основные идеи курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить
отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты,
итоговые учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие
проходит в виде научно-практической конференции или круглого
стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной
теме исследования, которые могут быть представлены в форме
реферата или отчёта по исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие
с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и
воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста
на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных
проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального
проекта.
Индивидуальный
форму
организации
проект представляет собой особую
деятельности
учащихся
(учебное
исследование или учебный проект), направленную на
формирование личностных, предметных и метапредметных
результатов обучения.
Личностные результаты
предмета отражают:
освоения
программы
учебного
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою
Родину, уважение государственных символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания
в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном
мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию,
на
протяжении
всей
жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного
и
технического
творчества,
спорта,
общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного
образа жизни, потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных проблем;
сформированность
экологического
мышления,
понимания влияния социально- экономических процессов
на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного
предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие
стратегию
поведения,
с
учётом
гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты освоения программы
предмета «Индивидуальный проект» отражают:
учебного
сформированность навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а
также самостоятельного применения приобретённых
знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или
предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования,
планирования
работы,
отбора
и
интерпретации
необходимой
информации,
структурирования аргументации результатов исследования
на основе собранных данных, презентации результатов;
сформированность понятий проект, проектирование
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного
вида научной деятельности, определяя место своего
исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как
время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить
различные
источники
материальных
и
нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для
проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции
развития различных видов деятельности, в том числе научных,
учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов
ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или
возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане.
«Индивидуальный проект» является обязательной частью
учебного плана на ступени среднего общего образования.
Согласно
годовому
календарному
графику
школы
образовательный процесс в 10 классе осуществляется в режиме
34 учебных недель. Общее количество часов по учебному
предмету за
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и
промежуточной диагностики планируемых результатов
обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа,
дискуссия, практическая работа, работа с источниками, в
частности с документами. Наибольшее внимание будет уделено
практическим заданиям по выработке запланированных навыков
и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых
будет являться защита индивидуальных проектов. Во время
учебных занятий могут использоваться различные виды
индивидуальной, парной и групповой работы.
Методы
организации
и
осуществления
познавательной деятельности:
учебно-
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия,
публичное выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности:
способы решения задач, правила пользования приборами,
демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих
упражнений прикладной направленности, проведение учащимися
опытов, исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез,
сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний,
эвристический метод, исследовательский метод);
- методы самостоятельной работы (методы управления
собственными учебными действиями: учащиеся приобретают
навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с
Интернет ресурсами, навыки решения учебной проблемы:
проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение
исследовательской деятельности, составление презентации и её
защита).
Формами промежуточной аттестации
учащихся
являются участие в дискуссиях, круглых столах,
тестирование, подготовка мультимедийной презентации
по
отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.
Содержание курса.
Модуль
1.
Культура
проектирования (5 ч)
исследования
и
Знакомство с современными научными представлениями о
нормах проектной и исследовательской деятельности, а
также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые
в
области проектирования: проект; технологические,
социальные, экономические, волонтёрские, организационные,
смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного
материала из открытых источников и содержания школьных
предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики,
химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования
и его отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А.
Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование.
Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность,
конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность
улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему
ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды
волонтёрских проектов: социокультурные, информационноконсультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и
обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца»,
разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение
возможностей IT-технологий для решения практических задач в
разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в
исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами
проекта.
Раздел 2.1.
деятельности.
Проекты
и
технологии:
выбор
сферы
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение.
актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Обоснование
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе
над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел
3.3.
Целеполагание,
постановка
прогнозирование результатов проекта.
задач
и
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6.
Поиск
обработка и анализ.
недостающей
информации,
её
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и
знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий:
планирование,
прогнозирование,
спонсор,
инвестор,
благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение
понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и
компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные
бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел
4.3.
Сторонники
и
команда
проекта,
эффективность
использования
вклада
каждого
участника. Особенности работы команды над проектом,
проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта.
Освоение
понятий:
жизненный
цикл
проекта,
жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация,
утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их
предвидения и преодоления.
Раздел 5.3*.
Практическое
проектного замысла
занятие
по
анализу
занятие
по
анализу
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*.
Практическое
проектного замысла
«Превратим
замыслов.
мусор
в
ресурс».
Сравнение
проектных
Раздел
5.5*.
Практическое
занятие
по
анализу
региональных проектов школьников по туризму и
краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная
оценка проектных и исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов
и
исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с
экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект
«Разработка порта- тивного металлоискателя». Проектноконструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный
экспертная оценка.
этап
исследования
и
его
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения
проекта (5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту.
Освоение
понятий:
изобретение,
технология,
технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент
проектирования.
Освоение
понятий:
анкета,
социологический опрос, интернет-опрос, генеральная
совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые
формы проектов. Освоение понятий: таргетированная
реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения
проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и
видеоролика для продвижения проекта.
использования
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального
проекта (3 ч)
Итоговая
презентация,
публичная
защита
индивидуальных проектов/ исследований обучающихся.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Основное содержание
Кол- Виды
Формы
во
деятельности контроля
часов
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.
Что такое проект и
Понятие
проекта. 1
почему реализация
Происхождение понятия.
проекта — это сложно, но Цели проектов. Проекты,
интересно
оказавшие
влияние
на
жизнь
большей
части
человечества.
Отечественные
и
зарубежные масштабные
проекты.
10
Лекция,
дискуссия
Входящий
контроль
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№1
Непредсказуемые
последствия проектов
2.
Выдвижение проектной
идеи как формирование
образа будущего
Конечный
результат 1
проекта. Логика работы
проектировщика. Отличие
Текущий
Дата
проектирования
от
занятий
искусством,
математикой и
других
профессиональных
занятий.
Реальное
и
воображаемое
в
проектировании
контроль
3.
Техническое
проектирование и
конструирование как
типы деятельности
Понятие
«техносфера». 1
Искусственная
среда.
Конструирование
и
конструкции. Анализ и
синтез
вариантов
конструкции.
Функция
конструкции.
Личное
действие
в
проекте.
Отчуждаемый продукт
Лекция,
дискуссия
4.
Социальное
проектирование: как
сделать лучше общество,
в котором мы живём
Отличие проекта от дела. 1
Социальное
проектирование.
Старт
социального
проекта.
Отношения, ценности и
нормы
в
социальном
проекте. Проек тирование
Лекция,
дискуссия
ценности. Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта
5.
Анализируем проекты
сверстников.
Социальный проект
1
Лекция,
дискуссия
Цель
и
результат 1
исследования.
Исследования
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и
междисциплинарные
исследования. Гипотеза и
метод
исследования.
Способ
и
методика
исследования
Лекция,
дискуссия
«Дети одного Солнца»
Проблема. Цель проекта.
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта
6.
Исследование как
элемент проекта и как
тип деятельности
7.
Проекты и технологии:
выбираем сферы
деятельности
Приоритетные
1
направления
развития:
транспорт, связь, новые
материалы,
здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома»
города»
и
Лекция,
дискуссия
«умные
8.
Создаём элементы образа
будущего: что мы хотим
изменить своим
проектом
Позитивный
образ 1
будущего для себя и для
других. Понятие качества
жизни
Лекция,
дискуссия
9.
Формируем отношение к
проблемам: препятствие
или побуждение к
действию?
Проблемы практические, 1
научные,
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные, локальные.
Комплексные проблемы
Лекция,
дискуссия
10.
Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы для
проекта
или исследования
Варианты
1
самоопределения
при
выборе
темы:
актуальность,
желание
осуществить
изменения,
стремление
обеспечить
развитие, получение новых
знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта
Лекция,
дискуссия
4
11.
Понятия «проблема» и
«позиция» при
осуществлении
проектирования
Проблемная
ситуация. 1
Позиции
конструктора,
учёного,
управленца,
финансиста
Лекция,
дискуссия
12.
Формулирование цели
проекта
Цели и ценности проекта. 1
Личное
отношение
к
ситуации.
Соотнесение
прогноза
и
идеала.
Постановка
цели
и
принятие цели. Заказчик
проекта
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№2
Текущий
контроль
13.
Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов проекта
Перевод проблемы и цели 2
в задачи. Соотношение
имеющихся
и
отсутствующих знаний и
ресурсов
Лекция,
дискуссия
14.
Поиск недостающей
информации, её
обработка и анализ
Информационный ресурс. 1
Объективность
информации. Экспертное
знание. Совпадающие и
различающиеся позиции.
Выявление
оснований
расхождения мнений
Лекция,
дискуссия
Модуль 4. Условия реализации проекта
3
15.
Планирование действий
— шаг за шагом по пути
к реализации проекта
Понятие
планирования. 1
Основная
функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные
точки
планируемых работ
Лекция,
дискуссия
16.
Источники
финансирования
Понятие
проекта.
Лекция,
бюджета 1
Собственные
Текущий
проекта
средства. Привлечённые
средства.
Источники
финансирования.
Венчурные
Кредитование
17.
Модели управления
проектами
дискуссия
контроль
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
фонды.
Контрольная
точка. 1
Ленточная диаграмма (карта
Ганта). Дорожная карта
Модуль 5. Трудности реализации проекта
4
18.
Переход от замысла к
реализации проекта
Жизненный цикл проекта. 1
Жизненный цикл продукта.
Переосмысление
замысла.
Несовпадение замысла и его
реализации
Лекция,
дискуссия
19.
Риски проекта
Возможные риски проекта. 1
Способы
предупреждения
рисков
Лекция,
дискуссия
20.
Практическое занятие.
Анализ проектного замысла
«Завод по переработке
пластика»
Проблема. Цель проекта. 1
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта. Средства
реализации
проекта.
Вариативность
средств.
Прорывные технологии и
фундаментальные знания
Лекция,
дискуссия
21.
Практическое занятие.
Анализ ситуации. Критерии 1
Анализ проектного замысла сравнения
проектных
«Превратим мусор в
замыслов
ресурс». Сравнение
проектных замыслов
Лекция,
дискуссия
Модуль
6.
Предварительная
защита
экспертная
оценка
проектных
исследовательских работ
22.
Позиция эксперта
и
и
Экспертная
позиция. 1
Экспертное
мнение
и
суждение. Разные подходы к
проблематике
проектов.
Запрос на ноу-хау и иные
вопросы эксперту
3
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
23.
Оцениваем проекты
сверстников
Проект
«Разработка 1
портативного
металлоискателя»
Лекция,
дискуссия
Описание ситуации для
постановки проблемы и
задач
на
примере
проектноконструкторской работы.
Преимущество
проектируемого
инструмента.
Анализ
ограничений
существующих аналогов.
Цель проекта.
Дорожная карта проекта
24.
Оценка начального этапа
исследования
Актуальность
темы 1
исследования.
Масштаб
постановки цели. Методики
исследования.
Ход
проведения
исследования.
Обзор научной литературы.
Достоверность выводов
Лекция,
дискуссия
Модуль
7.
Дополнительные
улучшения проекта
возможности
7
25.
Технология как мост от
идеи к продукту
Изобретения.
Технологии. 1
Технологические
долины.
Наукограды. Использование
технологий для решения
проблем
Лекция,
дискуссия
26.
Видим за проектом
инфраструктуру
Инфраструктура.
Базовый 1
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры.
Свойства
инфраструктуры
Лекция,
дискуссия
27.
Опросы как эффективный
Социологический опрос как 1
инструмент проектирования метод
исследования.
Использование опроса при
проектировании и реализации
проекта.
Интернет-опросы.
Понятие
генеральной
совокупности
Лекция,
дискуссия
28.
Возможности социальных
сетей. Сетевые формы
проектов
Возможности
сетей
для 1
поиска единомышленников и
продвижения проектов
Лекция,
дискуссия
29.
Использование видеоролика в продвижении
проекта
Создание видеоролика как 1
средство
продвижения
проекта. Создание «эффекта
присутствия».
Сценарий.
Съёмка. Монтаж
Лекция,
дискуссия
30.
Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности
Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности
Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
31.
Чек-лист
№3
Текущий
контроль
Модуль
8.
Презентация
индивидуального проекта
и
защита
3
32.
Презентация и защита
индивидуального
проекта
1
конференция Итоговый
контроль
33.
Презентация и защита
индивидуального проекта
1
конференция Итоговый
контроль
34.
Итоги проекта
1
Лекция,
дискуссия
Всего
34
Список
литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование
и
рефлексивное мышление
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/
Л. Н.
Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и
др.;
под
ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития
образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс.
Начальная
школа /
авт.-сост.
Л.
В.Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. —
Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
5. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—
11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича.
— М.: ВАКО, 2014.
6. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013.
7. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос,
2014.
8. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в
Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А.
Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.
9. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.:
НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011.
10. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном
учреждении», учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.
11. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное
пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М.
Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с
Интернет-ресурсы
Официальный информационный сайт строительства Крымского мо-ста
(http://www.most.life/).
Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/
activities/).
Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://
nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika).
Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/).
Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
Проведение опросов (http://anketolog.ru).
Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo).
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).
Приложение 1
Чек-лист №1
«Что такое проект? Какие бывают проекты? »
Задание 1. Интернет-серфинг:
Погугли примеры проектов, которые делали твои сверстники.
Посмотри, какие проекты тебе симпатичнее всего и что именно тебе в них
понравилось.
Подсказка-1. РДШ как источник идей:
Узнай, что делали уже твои коллеги из РДШ в прошлые годы. Ты можешь
узнать об этом у куратора, задать вопрос старшим товарищам,
участвовавших до тебя в проектах РДШ, например, в «Территории
самоуправления». А может быть, всероссийские проекты РДШ наведут тебя
на интересные идеи?
Подсказка-2. Поиск в интернете:
Возможные запросы в гуглояндексе: «молодежные проекты», «молодежные
инициативы», «подростки сделали проект».
Задание 2. Опрос знакомых:
Поспрашивай своих знакомых (друзей, одноклассников, родителей,
учителей), какие темы для них актуальнее всего, какие вопросы их волнуют.
Подсказка-1. С чего начать разговор:
Подготовь «почву» для опроса. Используй триаду контакта: «приветствиеулыбка-контакт глаз». Спроси, есть ли у твоего собеседника время, удобно
ли будет ему пообщаться. Обозначь цель твоего интереса: ты собираешь
материал, чтобы выбрать тему для проекта.
Пример вступления:
«Привет, Вася! Слушай, вопрос есть один. Есть у тебя минутка? Я сейчас
собираю информацию о том, что может быть интересно и актуально для
молодежи, какие проблемы в обществе больше всего волнуют. Сможешь
мне помочь?»
Подсказка-2. Какие вопросы задать:
Существуют открытые и закрытые вопросы. Закрытые вопросы – это те, на
которые можно ответить однозначно, «да» или «нет». Открытые вопросы
требуют развернутого ответа. Примеры открытых вопросов, которые ты
можешь задать:
Как думаешь, какие самые острые проблемы ты видишь в обществе?
Если бы у тебя была возможность что-то изменить в обществе, что
бы ты изменил?
Подсказка-3. Используй функцию «опрос» в социальных сетях
На следующей страничке ты найдешь удобные бланки – фиксируй ответы
на задания там.
1. Результаты сбора информации.
Самые интересные молодежные проекты:
№
Название проекта
Итоговый продукт
1
2
3
2. Топовые темы по результатам опроса знакомых:
1)
2)
3)
4)
5)
Что
в
проекте
считаю крутым
Приложение 2
Форма проверки Чек-листа №1
Критерий
Баллы
3
2
1
0
Дополнительные
баллы
Задание 1
Задание выполнено полностью
+1 балл за
креативность
+
Задание выполнено частично,
но более 50%
+
Задание выполнено частично,
менее 50%
+
Задание не выполнено
+
Задание 2
Задание выполнено полностью
Задание выполнено частично,
но более 50%
Задание выполнено частично,
менее 50%
Задание не выполнено
+1 балл за
креативность
+
+
+
+
Задание считается успешно выполненным, если обучающийся набрал
минимум 4 балла в сумме 2х заданий, с учетом дополнительных баллов
Приложение 3
Чек-лист №2
Критерий
S - Specific –
Конкретная
M - Measurable
– Измеримая
A - Achievable/
Ambitious/
Attractive –
Достижимая/
Амбициозная/
Привлекательная
На какие вопросы
отвечаю
Что именно я хочу
сделать улучшить,
изменить,
достичь,
получить?
В какой конкретно
области или
направлении?
Для кого я буду
это делать?
Сколько и чего я
хочу приобрести?
Какие факты
подтвердят, что
цель достигнута?
Как я узнаю, что
результат
достигнут?
Хочу ли я этого?
Будет ли это
интересно?
Смогу ли я
достичь эту цель?
Реалистично?
Не слишком ли
Мои варианты
формулировок
Итоговая
формулировка
она сложная или
лёгкая?
R- Relevant/
Resources –
Согласованная
/ Ресурсы
Зачем мне нужен
этот результат?
Зачем он нужен
другим людям?
Как сочетается
эта цель с другим
моими задачам?
Не мешает ли им?
Хватает ли мне
ресурсов для ее
реализации? Что
именно мне
нужно
подготовить или
сделать заранее?
Что может
помешать? Что помочь?
T – Time-bound
– Определенная
во времени
Сколько времени
мне потребуется
всего? Сколько
времени
потребуется в
день/в неделю?
Когда должен
быть получен
запланированный
результат?
Что уже должно
быть готово через
неделю? Месяц?
А теперь соедини все воедино, и получишь четкую цель своего проекта!
П.С. Ее не надо озвучивать каждому, это твоя рабочая лошадка, на которой
ты поедешь прямо к результату!
Подсказочка: А для красоты и простоты формулировки оставь только
первую часть (где ты конкретизировал образ результата). Ее и озвучивай
смело всем окружающим и интересующимся
«зачет» за данную работу ставится при грамотной формулировки
цели с использованием технологии SMART
Приложение 4
Чек-лист №3
Перед тобой технические требования по оформлению проекта. Прочитай их
внимательно и отформатируй текст, приведенный на следующем листе.
Размести рисунок в тексте там, где он должен быть по смыслу, подпиши
правильно. Поставь нумерацию страниц.
Технические требования:
Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт,
интервал одинарный, отступ первой строки 1,25;
Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.;
Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не
ставится;
Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New
Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под
рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте;
История открытия «животного электричества»
«Рис.1»
Пионером исследования роли электрического поля в живом организме
явился профессор анатомии из Болонского университета Луиджи Гальвани.
Начиная с 1775 г. Он стал интересоваться взаимосвязью между
«электричеством и жизнью». В 1786 г. Один из помощников профессора,
выделяя скальпелем мышцу из лапки лягушки, случайно дотронулся им до
нерва, идущего к этой мышце. В это же время на том же столе в лаборатории работала
электростатическая машина – генератор статического электричества, и каждый раз,
когда машина давала разряд, мышца лягушки сокращалась. Гальвани
заключил, что каким-то образом электричество «входит» в нерв и это
приводит к сокращению мышцы. Последующие пять лет он посвятил
изучению роли различных металлов в их способности вызывать мышечные
сокращения. Гальвани пришел к выводу, что если нерв и мышца лежат на
одинаковых металлических пластинах, то замыкание пластин проволокой не
дает никакого эффекта (рис.1). Но если пластины изготовлены из разных
металлов, их замыкание сопровождается мышечным сокращением.