МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА
Я ШКОЛА П. ВАЛДАЙ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА П. ВАЛДАЙ
Дата: 2024.12.03 14:55:01 +03'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Сегежского муниципального округа
МКОУ СОШ п. Валдай
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом № 1
МКОУ СОШ п. Валдай
Директор МКОУ СОШ п.
Валдай
от «29» августа2024 г.
______________Першкина Ж.В.
Приказ № 18/1-СД
от «02» сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История Карелии»
для обучающихся 10-11 классов
п. Валдай 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История Карелии» составлена на
основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
среднего
общего образования, утвержденного Министерством просвещения
Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования»,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(12.09.2022 № 70034), с учетом Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «История», а также Рабочей программой воспитания.
Программа по «Истории Карелии» является важной составляющей школьного
исторического образования, ориентированного на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
Место истории в системе общего образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом,
вкладом
в
становление
личности.
Она
служит
важным
ресурсом
самоидентификации личности в современном окружающем социуме, культурной
среде от уровня семьи своей малой родины до уровня страны и мира в целом.
Изучение учебного предмета «История Карелии» направлено на достижение
следующей цели:
формирование у обучающихся целостной картины истории Карелии, понимание
взаимосвязи локальной и российской истории, особенностей
исторического
развития Карелии, ее роли и места в российской и мировой истории, формирование
личностной позиции обучающихся, их умений оценивания исторических фактов и
явлений, определения собственного отношения к наиболее значимым событиям и
личностям истории Карелии на разных этапах ее развития.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
углубление социализации обучающихся, формирование гражданской
ответственности и социальной культуры, адекватной условиям современного мира;
овладение комплексом знаний об истории Карелии, формирование целостного
представления о месте и роли Карелии во всемирно - историческом процессе;
формирование исторического мышления, способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и деятельности
личностей Карелии, определять собственное собственную позицию по отношению к
ним;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного
анализа исторической информации по региональной истории в различных
источниках;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями
Карелии.
Общее число часов, рекомендованных для изучения «Истории Карелии» - 68
часов: в 10 классе -34 часа (1 час в неделю), в 11классе-34 часа (1 час в неделю).
Содержание обучения
10 класс
Карелия в 1914-1922 гг.
Введение в историю России и историю Карелии начала ХХ в. Социальноэкономическое и политическое развитие края. Карелия в период Первой мировой
войны. Строительство Мурманской железной дороги.
Карелия в период революции 1917 года. Наш край в революции 1917 года.
Утверждение советской власти в Карелии. Первые мероприятия Советской власти и
отношение к ним населения края. Рабочее и крестьянское движение Анохин Петр
Федорович.
Иностранная интервенция и Гражданская война в крае. Столкновение интересов
различных государств на Севере России. Военные действия на территории края
Карелия в 1920–1930-е годы.
Проблема национально - государственного самоопределения. Образование
Карельской Трудовой Коммуны. Преобразование КТК в автономную республику.
Решение национальных проблем в республике.
Экономическое и социальное развитие края в годы новой экономической политики.
Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Проблема трудовых
ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. Роль ГУЛАГа, СЛОН,
строительство ББК.
Общественно-политическая жизнь республики. Социально-демографические
изменения. Культурное развитие края в 1920-1930-е годы. Образование. Наука
Литература и искусство. Языковая политика. Повседневная жизнь населения
Карелии в 1930-е гг. Общественные настроения.
Карелия накануне Великой Отечественной войны.
Советско-финляндская война 1939–1940 гг. Образование Карело-Финской ССР.
Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
Мобилизация сил и ресурсов в республике на военные цели. Боевые действия на
территории Карелии в 1941-1945гг. Карельский прифронтовой тыл. Оккупационный
режим. Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Особенности
партизанского движения в Карелии. Свирско-Петрозаводская операция.
Освобождение Карелии. Итоги и уроки. Переход к мирной жизни.
Повторение и обобщение по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.»
11 класс
История Карелии. 1945 ГОД – НАЧАЛО ХХI ВЕКА
Карелия в первое послевоенное десятилетие
Последствия войны. Возрождение промышленности, транспорта, лесной отрасли и
сельского хозяйства. Послевоенная деревня. Общественно-политическая обстановка.
Повседневная жизнь людей после войны.
Карелия в конце 1950-х – 1985-е гг.
Перемены в политическом
устройстве и хозяйственном
управлении.
Преобразование Карело-Финской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе
РСФСР. Экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве в 60-е
годы. Демографические и социальные проблемы. Общественно-политическая жизнь.
Карелия в 1985–1991 гг.
Республика в условиях перестройки. Социально-экономическое развитие СССР в
1985–1991 гг. Переход к рыночным отношениям. Перестройка властных структур
республики. Общественная жизнь в 1990-е годы в республике. Социальные
изменения.
Карелия в 1992 – начале 2020-х гг.
Республика Карелия в 1990-е гг. Карельская экономика в условиях рынка.
Политическое развитие Республики Карелия. Социальные изменения. Повседневная
жизнь. Изменения в структуре российского общества и условиях жизни различных
групп населения в 1990-е гг. Культура Карелии.
Карелия в ХХI веке.
Политические вызовы и новые направления политики Правительства Республики
Карелия в начале ХХI в. Социально-экономическое развитие Карелии в начале ХХI
в. Приоритетные национальные проекты. Культура, наука, спорт и общественная
жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. в Карелии.
Итоговое обобщение по курсу «История Карелии».
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «История
Карелии» на уровне среднего общего образования.
В результате изучения «Истории Карелии» на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
гражданского воспитания:
осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского
служения Отечеству;
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание исторического значения конституционного развития России, своих
конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность,
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически
сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского
народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность
оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного
российского общества;
понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, представителям старших
поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей
страны и мира;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
физического воспитания:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и
духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
трудового воспитания:
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как
источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных
профессий; формирование интереса к различным сферам профессиональной
деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его
позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной и
социальной среде;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о
социальном и нравственном опыте предшествующих поколений;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций
историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской
деятельности в сфере истории;
эмоциональный интеллект:
развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических
ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное
состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях);
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации,
включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии (способность понимать
другого человека, оказавшегося в определенных обстоятельствах); социальных
навыков (способность выстраивать конструктивные отношения с другими людьми,
регулировать способ выражения своих суждений и эмоций с учетом позиций и
мнений других участников общения).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения истории на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям.
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники,
исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать
информацию;
различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по предложенным или
самостоятельно сформулированным критериям);
рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их
свидетельств;
использовать средства современных информационных и коммуникационных
технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований
информационной безопасности;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности,
выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе
межкультурного, в образовательной организации и социальном окружении;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы:
выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий,
определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план
действий и другие;
владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию и
самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом
установленных ошибок, возникших трудностей;
принятие себя и других: осознавать свои достижения и слабые стороны в учении,
общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего поколения;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные
предложения для совместного решения учебных задач, проблем.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности
людей как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими
членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по учебному предмету «История
Карелии» на уровне среднего общего образования должны обеспечивать:
1) понимание истории Карелии как неотъемлемой части мирового исторического
процесса и её роли в политических и социально-экономических процессах ХХ –
начала XXI в.; умение характеризовать важнейшие события и достижения в истории
Карелии ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры Карелии;
2) знание имен героев Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических
личностей Карелии, внесших значительный вклад в социально-экономическое,
политическое и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.;
3) умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме
исторических событий, явлений, процессов истории родного края ХХ – начала XXI
в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху;
формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с
использованием фактического материала, в том числе используя источники разных
типов;
4) умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений,
процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления,
процессы;
5) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги;
соотносить события истории родного края в ХХ – начале XXI в.;
6) умение критически анализировать для решения познавательной задачи
аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные,
аудиовизуальные) по истории Карелии ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и
достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия;
привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
7) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности
поиск исторической информации по истории Карелии ХХ – начала XXI в. в
справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для
решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с
точки зрения ее соответствия исторической действительности;
8) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории Карелии ХХ –
начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках;
формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков,
диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме
разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе на
региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и других);
9) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе традиционных ценностей российского
общества: мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
проявление уважения к историческому наследию народов Карелии;
10) умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа
при защите Отечества, готовность противодействовать фальсификациям российской
истории;
11) знание ключевых событий, основных дат и этапов истории Карелии в ХХ –
начале XXI в.; выдающихся деятелей истории Карелии; важнейших достижений
культуры, ценностных ориентиров.
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
понимание истории Карелии как неотъемлемой части мирового исторического
процесса и её роли в мировых политических и социально-экономических процессах
1914–1945 гг., знание достижений её народа;
усвоение обучающимися знаний важнейших событий, явлений, процессов
истории Карелии истории Карелии как неотъемлемой части мирового исторического
процесса и её роли в политических и социально-экономических процессах ХХ –
начала XXI в. 1914–1945 гг., умение верно интерпретировать исторические факты,
давать им оценку, умением противостоять попыткам фальсификации истории,
отстаивать историческую правду. Данный результат достижим при комплексном
использовании методов обучения и воспитания.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
называть наиболее значимые события истории Карелии 1914–1945 гг., объяснять
их особую значимость для истории нашей страны;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее
значительных событий, явлений, процессов истории Карелии 1914–1945 гг., их
значение для истории России и человечества в целом;
используя знания по истории Карелии 1914–1945 гг., выявлять попытки
фальсификации истории;
используя знания по истории Карелии, аргументированно противостоять
попыткам фальсификации исторических фактов, связанных с важнейшими
событиями, явлениями, процессами истории России 1914–1945 гг.
Знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн,
исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое,
политическое и культурное развитие России в 1914–1945 гг.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
называть имена наиболее выдающихся деятелей истории Карелии 1914–1945 гг.,
события, процессы, в которых они участвовали;
характеризовать деятельность исторических личностей в рамках событий,
процессов истории Карелии 1914–1945 гг., оценивать значение их деятельности для
истории нашей станы и человечества в целом;
характеризовать значение и последствия событий 1914–1945 гг., в которых
участвовали выдающиеся исторические личности, для истории Карелии и России;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку деятельности
исторических личностей.
Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме
исторических событий, явлений, процессов истории родного края 1914–1945 гг. и их
участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху;
формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с
использованием фактического материала, в том числе используя источники разных
типов.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
объяснять смысл изученных/изучаемых исторических понятий и терминов из
истории Карелии 1914–1945 гг., привлекая учебные тексты и (или) дополнительные
источники информации; корректно использовать исторические понятия и термины в
устной речи, при подготовке конспекта, реферата;
по самостоятельно составленному плану представлять развернутый рассказ
(описание) о ключевых событиях родного края 1914–1945 гг. с использованием
контекстной информации, представленной в исторических источниках, учебной,
художественной и научно-популярной литературе, визуальных материалах и других;
составлять развернутую характеристику исторических личностей с описанием и
оценкой их деятельности; характеризовать условия и образ жизни людей в Карелии
в 1914–1945 гг., анализируя изменения, происшедшие в течение рассматриваемого
периода;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры
Карелии 1914–1945 гг., их назначение, характеризовать обстоятельства их создания,
называть авторов памятников культуры, определять жанр, стиль, особенности
технических и художественных приемов создания памятников культуры;
представлять результаты самостоятельного изучения исторической информации
из истории Карелии 1914–1945 гг. в форме сложного плана, конспекта, реферата;
определять и объяснять с использованием фактического материала свое
отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и личностям истории
Карелии 1914–1945 гг.;
понимать необходимость фактической аргументации для обоснования своей
позиции; самостоятельно отбирать факты, которые могут быть использованы для
подтверждения или опровержения какой-либо оценки исторических событий;
формулировать аргументы для подтверждения или опровержения собственной,
или предложенной точки зрения по дискуссионной проблеме из истории
Карелии1914–1945 гг.; сравнивать предложенную аргументацию, выбирать
наиболее аргументированную позицию.
Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов
истории Карелии 1914–1945 гг.; систематизировать историческую информацию в
соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические
события, явления, процессы.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
называть характерные, существенные признаки событий, процессов, явлений
истории Карелии1914–1945 гг.;
различать в исторической информации из курсов истории Карелии 1914–1945 гг.
события, явления, процессы; факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и
теории;
группировать, систематизировать исторические факты по самостоятельно
определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам,
типологическим основаниям и другим);
обобщать историческую информацию по истории Карелии 1914–1945 гг.;
на основе изучения исторического материала давать оценку
возможности/корректности сравнения событий, явлений, процессов, взглядов
исторических деятелей истории Карелии в 1914–1945 гг.;
сравнивать исторические события явления, процессы, взгляды исторических
деятелей истории Карелии 1914–1945 гг. по самостоятельно определенным
критериям; на основе сравнения самостоятельно делать выводы;
на основе изучения исторического материала устанавливать исторические аналогии.
Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги;
соотносить события истории родного края и истории России в 1914–1945 гг.;
определять современников исторических событий истории Карелии, России и
человечества в целом в 1914–1945 гг.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
на основе изученного материала по истории Карелии 1914–1945 гг. определять
(различать) причины, предпосылки, поводы, последствия, указывать итоги, значение
исторических событий, явлений, процессов;
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи
между историческими событиями, явлениями, процессами на основе анализа
исторической ситуации/информации из истории Карелии, России и зарубежных
стран 1914–1945 гг.;
делать предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях
исторических событий, явлений, процессов истории Карелии 1914–1945 гг.;
излагать исторический материал на основе понимания причинно-следственных,
пространственно-временных связей исторических событий, явлений, процессов;
соотносить события истории родного края, истории России и зарубежных стран
1914–1945 гг.
Умение критически анализировать для решения познавательной задачи
аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные,
аудиовизуальные) по истории Карелии 1914–1945 гг., оценивать их полноту и
достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия;
привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
различать виды письменных исторических источников по истории Карелии 1914–
1945 гг.;
определять авторство письменного исторического источника по истории Карелии
1914–1945 гг., время и место его создания, события, явления, процессы, о которых
идет речь, и другие, соотносить информацию письменного источника с
историческим контекстом;
определять на основе информации, представленной в письменном историческом
источнике, характерные признаки описываемых событий, явлений, процессов по
истории Карелии 1914–1945 гг.;
анализировать письменный исторический источник по истории Карелии 1914–
1945 гг. с точки зрения его темы, цели, позиции автора документа и участников
событий, основной мысли, основной и дополнительной информации, достоверности
содержания;
соотносить содержание исторического источника по истории Карелии 1914–1945
гг. с учебным текстом, другими источниками исторической информации (в том
числе исторической картой/схемой);
сопоставлять, анализировать информацию из двух или более письменных
исторических источников по истории Карелии 1914–1945 гг., делать выводы;
использовать исторические письменные источники при аргументации
дискуссионных точек зрения;
проводить атрибуцию вещественного исторического источника (определять
утилитарное назначение изучаемого предмета, материальную основу и технику
создания, размер, надписи и другие; соотносить вещественный исторический
источник с периодом, к которому он относится, и другие); используя контекстную
информацию, описывать вещественный исторический источник;
проводить атрибуцию визуальных и аудиовизуальных исторических источников по
истории Карелии 1914–1945 гг. (определять авторство, время создания, события,
связанные с историческими источниками); используя контекстную информацию,
описывать визуальный и аудиовизуальный исторический источник.
Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности
поиск исторической информации по истории Карелии 1914–1945 гг. в справочной
литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения
познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки
зрения ее соответствия исторической действительности.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
знать и использовать правила информационной безопасности при поиске
исторической информации;
самостоятельно осуществлять поиск достоверных исторических источников,
необходимых для изучения событий (явлений, процессов) истории Карелии 1914–
1945 гг.;
на основе знаний по истории самостоятельно подбирать достоверные визуальные
источники исторической информации, иллюстрирующие сущностные признаки
исторических событий, явлений, процессов из истории Карелии;
самостоятельно осуществлять поиск исторической информации, необходимой для
анализа исторических событий, процессов, явлений истории Карелии1914–1945 гг.;
используя знания по истории, оценивать полноту и достоверность информации с
точки зрения ее соответствия исторической действительности.
Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории Карелии 1914–
1945 гг.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках;
формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков,
диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме
разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе на
региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и других).
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
определять на основе информации, представленной в текстовом источнике
исторической информации, характерные признаки описываемых событий (явлений,
процессов) истории Карелии 1914–1945 гг.;
отвечать на вопросы по содержанию текстового источника исторической
информации по истории Карелии 1914–1945 гг. и составлять на его основе план,
таблицу, схему;
узнавать, показывать и называть на карте (схеме) объекты, обозначенные
условными знаками, характеризовать историческое пространство (географические
объекты, территории расселения народов, государства, места расположения
памятников культуры и другие), изучаемые события, явления, процессы истории
Карелии.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
определять на основе информации, представленной в текстовом источнике
исторической информации, характерные признаки описываемых событий (явлений,
процессов) истории Карелии 1914–1945 гг.;
отвечать на вопросы по содержанию текстового источника исторической
информации по истории Карелии 1914–1945 гг. и составлять на его основе план,
таблицу, схему;
узнавать, показывать и называть на карте (схеме) объекты, обозначенные
условными знаками, характеризовать историческое пространство (географические
объекты, территории расселения народов, государства, места расположения
памятников культуры и другие), изучаемые события, явления, процессы истории
Карелии 1914–1945 гг.;
привлекать контекстную информацию при работе с исторической картой и
рассказывать об исторических событиях, используя историческую карту;
сопоставлять, анализировать информацию, представленную на двух или более
исторических картах (схемах) по истории Карелии и России 1914–1945 гг.;
оформлять результаты анализа исторической карты (схемы) в виде таблицы, схемы;
делать выводы;
на основании информации, представленной на карте/схеме по истории Карелии,
России и зарубежных стран 1914–1945 гг., проводить сравнение исторических
объектов1914–1945 гг. (размеры территорий стран, расстояния и другое), социальноэкономических и геополитических условий существования государств, народов,
делать выводы;
сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме по
истории Карелии 1914–1945 гг., с информацией из аутентичных исторических
источников и источников исторической информации;
определять события, явления, процессы, которым посвящены визуальные
источники исторической информации;
на основании визуальных источников исторической информации и статистической
информации по истории Карелии 1914–1945 гг. проводить сравнение исторических
событий, явлений, процессов истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
сопоставлять визуальные источники исторической информации по истории
Карелии 1914–1945 гг. с информацией из других исторических источников, делать
выводы;
представлять историческую информацию в виде таблиц, графиков, схем,
диаграмм;
использовать умения, приобретенные в процессе изучения истории, для участия в
подготовке учебных проектов по истории 1914–1945 гг. на региональном материале,
с использованием ресурсов библиотек, музеев и других.
Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе традиционных ценностей российского
общества: мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
проявление уважения к историческому наследию народов России.
Основой достижения результата является понимание обучающимися особенностей
развития нашей страны как многонационального государства, важности уважения и
взаимопонимания между всеми народами России.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
понимать особенности политического, социально-экономического и историкокультурного развития Карелии как многонациональной республики, знакомство с
культурой, традициями и обычаями народов Карелии;
знать исторические примеры эффективного взаимодействия народов нашей
страны для защиты Родины от внешних врагов, достижения общих целей в деле
политического, социально-экономического и культурного развития Карелии;
понимать особенности общения с представителями другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности, важность учета в общении традиций,
обычаев, особенностей культуры народов Карелии;
Участвовать в диалогическом общении, посвященном проблемам, связанным с
историей Карелии 1914–1945 гг., создавать устные монологические высказывания
разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и
ситуации общения с соблюдением норм современного русского языка и речевого
этикета.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
понимать значение подвига советского народа в годы Великой Отечественной
войны, значение достижений народов Карелии в других важнейших событиях,
процессах истории России 1914–1945 гг., осознавать и понимать ценность
сопричастности своей семьи к событиям, явлениям, процессам истории;
используя исторические факты, характеризовать значение достижений народов
нашей страны в событиях, явлениях, процессах истории Карелии 1914–1945 гг.;
используя знания по истории Карелии, России и зарубежных стран 1914–1945 гг.,
выявлять в исторической информации попытки фальсификации истории, приводить
аргументы в защиту исторической правды;
участвовать в дискуссиях, не допуская умаления подвига народа при защите
Отечества.
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Понимание истории Карелии как неотъемлемой части мирового исторического
процесса и её роли в мировых политических и социально-экономических процессах
с 1945 г. по начало ХХI в, знание достижений её народа; умение характеризовать
важнейшие события; особенности развития культуры народов Карелии.
Достижение указанного предметного результата непосредственно связано с
усвоением обучающимися знаний важнейших событий, явлений, процессов истории
Карелии (1945 г. – начало ХХI в.), умением верно интерпретировать исторические
факты, давать им оценку, умением противостоять попыткам фальсификации
истории, отстаивать историческую правду. Данный результат достижим при
комплексном использовании методов обучения и воспитания.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
называть наиболее значимые события истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.),
объяснять их особую значимость для истории нашей страны;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее
значительных событий, явлений, процессов истории Карелии 1945 г. – начало ХХI
в.), их значение для истории России и человечества в целом;
используя знания по истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.), выявлять попытки
фальсификации истории;
используя знания по истории Карелии, аргументированно противостоять
попыткам фальсификации исторических фактов, связанных с важнейшими
событиями, явлениями, процессами истории России (1945 г. – начало ХХI в.).
Знание имен исторических личностей, внесших значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и культурное развитие Карелии в период с 1945 г. по
начало ХХI в.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
называть имена наиболее выдающихся деятелей истории Карелии (1945 г. –
начало ХХI в.), события, процессы, в которых они участвовали;
характеризовать деятельность исторических личностей в рамках событий,
процессов истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.), оценивать значение их
деятельности для истории нашей станы и человечества в целом;
характеризовать значение и последствия событий, в которых участвовали
выдающиеся исторические личности, для истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.);
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку деятельности
исторических личностей.
Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме
исторических событий, явлений, процессов истории Карелии в период с 1945 г. по
начало ХХI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую
эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку)
с использованием фактического материала, в том числе используя источники разных
типов источников.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
объяснять смысл изученных (изучаемых) исторических понятий и терминов из
истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.), привлекая учебные тексты и (или)
дополнительные источники информации; корректно использовать исторические
понятия и термины в устной речи, при подготовке конспекта, реферата;
по самостоятельно составленному плану представлять развернутый рассказ
(описание) о ключевых событиях истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.) с
использованием контекстной информации, представленной в исторических
источниках, учебной, художественной и научно-популярной литературе,
визуальных материалах и другие;
составлять развернутую характеристику исторических личностей с описанием и
оценкой их деятельности; характеризовать условия и образ жизни людей в России и
других странах, анализируя изменения, происшедшие в течение рассматриваемого
периода;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры
рассматриваемого периода, их назначение, характеризовать обстоятельства их
создания, называть авторов памятников культуры, определять жанр, стиль,
особенности технических и художественных приемов создания памятников
культуры;
представлять результаты самостоятельного изучения исторической информации из
истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.) в форме сложного плана, конспекта,
реферата;
определять и объяснять с использованием фактического материала свое
отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и личностям истории
Карелии (1945 г. – начало ХХI в.);
понимать необходимость фактической аргументации для обоснования своей
позиции; самостоятельно отбирать факты, которые могут быть использованы для
подтверждения/опровержения какой-либо оценки исторических событий;
формулировать аргументы для подтверждения (опровержения) собственной или
предложенной точки зрения по дискуссионной проблеме из истории Карелии (1945
г. – начало ХХI в.); сравнивать предложенную аргументацию, выбирать наиболее
аргументированную позицию.
Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов
в период с 1945 г. по начало ХХI в.; систематизировать историческую информацию
в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические
события, явления, процессы.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
называть характерные, существенные признаки событий, процессов, явлений
истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.);
различать в исторической информации из курса истории Карелии (1945 г. – начало
ХХI в.) события, явления, процессы; факты и мнения, описания и объяснения,
гипотезы и теории;
группировать, систематизировать исторические факты по самостоятельно
определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам,
типологическим основаниям и другим);
обобщать историческую информацию по истории Карелии (1945 г.– начало ХХI
в.);
на основе изучения исторического материала давать оценку возможности
(корректности) сравнения событий, явлений, процессов, взглядов исторических
деятелей истории Карелии;
сравнивать исторические события, явления, процессы, взгляды исторических
деятелей Карелии по самостоятельно определенным критериям; на основе
сравнения самостоятельно делать выводы;
на основе изучения исторического материала устанавливать исторические
аналогии.
Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги;
соотносить события истории родного края и истории России в период с 1945 г. по
начало ХХI в.; определять современников исторических событий истории Карелии
и человечества в целом.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
на основе изученного материала по истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.)
определять (различать) причины, предпосылки, поводы, последствия, указывать
итоги, значение исторических событий, явлений, процессов;
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи
между историческими событиями, явлениями, процессами на основе анализа
исторической ситуации/информации из истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.);
делать предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях
исторических событий, явлений, процессов истории Карелии (1945 г. – начало ХХI
в.);
излагать исторический материал на основе понимания причинно-следственных,
пространственно-временных связей исторических событий, явлений, процессов;
соотносить события истории родного края, истории России и зарубежных стран
(1945 г. – начало ХХI в.);
определять современников исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии и человечества в целом (1945 г. – начало ХХI в.).
Умение критически анализировать для решения познавательной задачи
аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные,
аудиовизуальные) по истории Карелии в период с 1945 г. по начало ХХI в.,
оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом;
выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
различать виды письменных исторических источников по истории Карелии (1945
г. – начало ХХI в.);
определять авторство письменного исторического источника по истории Карелии
(1945 г. – начало ХХI в.), время и место его создания, события, явления, процессы, о
которых идет речь, и другие, соотносить информацию письменного источника с
историческим контекстом;
определять на основе информации, представленной в письменном историческом
источнике, характерные признаки описываемых событий, явлений, процессов по
истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.);
анализировать письменный исторический источник по истории Карелии (1945 г. –
начало ХХI в.) с точки зрения его темы, цели, позиции автора документа и
участников событий, основной мысли, основной и дополнительной информации,
достоверности содержания;
соотносить содержание исторического источника по истории Карелии (1945 г. –
начало ХХI в.) с учебным текстом, другими источниками исторической информации
(в том числе исторической картой/схемой);
сопоставлять, анализировать информацию из двух или более письменных
исторических источников по истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.), делать
выводы;
использовать исторические письменные источники при аргументации
дискуссионных точек зрения;
проводить атрибуцию вещественного исторического источника (определять
утилитарное назначение изучаемого предмета, материальную основу и технику
создания, размер, надписи и другие; соотносить вещественный исторический
источник с периодом, к которому он относится, и другие); используя контекстную
информацию, описывать вещественный исторический источник;
проводить атрибуцию визуальных и аудиовизуальных исторических источников
по истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.) (определять авторство, время
создания, события, связанные с историческими источниками); используя
контекстную информацию, описывать визуальный и аудиовизуальный исторический
источник.
Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности
поиск исторической информации по истории Карелии в период с 1945 г. по начало
ХХI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации
для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность
информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
знать и использовать правила информационной безопасности при поиске
исторической информации;
самостоятельно осуществлять поиск достоверных исторических источников,
необходимых для изучения событий (явлений, процессов) истории Карелии (1945 г.
– начало ХХI в.);
на основе знаний по истории самостоятельно подбирать достоверные визуальные
источники исторической информации, иллюстрирующие сущностные признаки
исторических событий, явлений, процессов;
самостоятельно осуществлять поиск исторической информации, необходимой для
анализа исторических событий, процессов, явлений истории Карелии (1945 г. –
начало ХХI в.);
используя знания по истории, оценивать полноту и достоверность информации с
точки зрения ее соответствия исторической действительности.
Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации, в том числе исторические карты (схемы), по истории Карелии в
период с 1945 г. по начало ХХI в.; сопоставлять информацию, представленную в
различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц,
схем, графиков, диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной
деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей
истории, в том числе на региональном материале (с использованием ресурсов
библиотек, музеев и других).
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
определять на основе информации, представленной в текстовом источнике
исторической информации, характерные признаки описываемых событий (явлений,
процессов) истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.);
отвечать на вопросы по содержанию текстового источника исторической
информации по истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.) и составлять на его
основе план, таблицу, схему;
узнавать, показывать и называть на карте (схеме) объекты, обозначенные
условными знаками, характеризовать историческое пространство (географические
объекты, территории расселения народов, государства, места расположения
памятников культуры и другие), изучаемые события, явления, процессы истории
Карелии (1945 г. – начало ХХI в.);
привлекать контекстную информацию при работе с исторической картой и
рассказывать об исторических событиях, используя историческую карту;
сопоставлять, анализировать информацию, представленную на двух или более
исторических картах/схемах по истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.);
оформлять результаты анализа исторической карты/схемы в виде таблицы, схемы;
делать выводы;
на основании информации, представленной на карте (схеме) по истории
Карелии (1945 г. – начало ХХI в.), проводить сравнение исторических объектов
(размеры территорий стран, расстояния и другое), социально-экономических и
геополитических условий существования государств, народов, делать выводы;
сопоставлять информацию, представленную на исторической карте (схеме) по
истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.), с информацией аутентичных
исторических источников и источников исторической информации;
определять события, явления, процессы в истории Карелии, которым посвящены
визуальные источники исторической информации;
на основании визуальных источников исторической информации и
статистической информации по истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.)
проводить сравнение исторических событий, явлений, процессов истории Карелии,
России и зарубежных стран;
сопоставлять визуальные источники исторической информации по истории
Карелии (1945 г. – начало ХХI в.) с информацией из других исторических
источников, делать выводы;
представлять историческую информацию в виде таблиц, графиков, схем,
диаграмм;
использовать умения, приобретенные в процессе изучения истории, для участия в
подготовке учебных проектов по истории (1945 г. – начало ХХI в.) на региональном
материале, с использованием ресурсов библиотек, музеев и других.
Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского
общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому
наследию народов Карелии.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
понимать особенности политического, социально-экономического и историкокультурного развития Карелии как многонациональной республики, знакомство с
культурой, традициями и обычаями народов Карелии;
знать исторические примеры эффективного взаимодействия народов нашей
страны для защиты Родины от внешних врагов, достижения общих целей в деле
политического, социально-экономического и культурного развития Карелии;
понимать особенности общения с представителями другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности, важность учета в общении традиций,
обычаев, особенностей культуры народов нашей республики;
участвовать в диалогическом общении, посвященном проблемам, связанным с
историей Карелии (1945 г. – начало ХХI в.), создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,
сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского языка и
речевого этикета.
Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа
при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской
истории.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений:
понимать значение подвига советского народа в годы Великой Отечественной
войны, значение достижений народов нашей страны в других важнейших событиях,
процессах истории России и Карелии (1945 г. – начало ХХI в.),
осознавать и
понимать ценность сопричастности своей семьи к событиям, явлениям, процессам
истории Карелии;
используя исторические факты, характеризовать значение достижений народов
нашей страны в событиях, явлениях, процессах истории Карелии (1945 г. – начало
ХХI в.);
используя знания по истории Карелии (1945 г. – начало ХХI в.), выявлять в
исторической информации попытки фальсификации истории, приводить аргументы
в защиту исторической правды.
ТЕМА
ТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольн
ые работы
10 класс
1
2
3
Карелия в 1914-1922 гг.
10
Карелия в 1920–1930-е годы.
Великая Отечественная
1941–1945 гг.
война.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
10
14
34
11 класс
Карелия в первое послевоенное
1
1
десятилетие
5
2
Карелия в конце 1950-х – 1985-е
гг.
6
3
4
5
Карелия в 1985–1991 гг.
Карелия в 1992 – начале 2020-х
гг.
Карелия в ХХI веке.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
7
8
8
34
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «История Карелии»:
История Карелии: учебник для 10-11-го классов общеобразовательных
учреждений Республики Карелия / [М. И. Шумилов и др.]; под ред. М. И. Шумилова.
- Издание 2-е, дополненное и переработанное. - Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2014. - 383, [1] с.
История Карелии: 10-11 [классы] : практикум для исследовательской и проектной
деятельности : [пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений
Республики Карелия] / Т. И. Агаркова, А. А. Кожанов. - 1-е издание. - Петрозаводск:
Фонд творческой инициативы, 2015. – 111с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1) Интернет-сайт Центра этнокультурного образования ГАУ ДПО РК
«Карельский институт развития образования» «Этнокультурное образование
в Республике Карелия», режим доступа: http://edu-rk.ru/. На сайте
осуществляется методическая поддержка учителей учебных предметов
регионального содержания, а также информирование о текущих событиях в
сфере этнокультурного образования в Республике Карелия. В материалах
методических кабинетах «Край, в котором я живу», «Моя Карелия», «История
Карелии» размещены ссылки на различные образовательные ресурсы,
доступные в сети Интернет.
2) Карелия официальная: официальный портал органов государственной власти
Республики Карелия. Разделы «История» и газета «Карелия» содержат
материалы по истории Карелии. http://www.gov.karelia.ru/
3) Карелия,
мой
край
родной.
Режим
доступа:
http://library.karelia.ru/Karelija_moj_kraj_rodnoj
4) CARELICA Научно-информационный сервер междисциплинарного научного
образовательного центра «CARELICA». Чтение в свободном доступе
монографий и научных статей, изданных по проектам Центра, посвященный
истории
Карелии
XVII-XX
вв.
http://carelica.petrsu.ru/CARELICA/Welcome.html
5) Архив – школе, сайт Национального архива Республики Карелия.-Режим
доступа: http://rkna.ru/index.php/arkhiv-shkole
6) Научная конференция «Краеведческие
чтения».- Режим доступа:
http://library.karelia.ru/Programmy_i_proekty/Nauchnaja_konferencija_Kraevedche
skie_chtenija/
7) Виртуальные музейные путешествия: интернет- игры и путешествия музеязаповедника «Кижи». - Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/journey/
8) Материальная и духовная культура народов Карелии.- Режим доступа:
http://rkna.ru/index.php/component/content/article/552-arkhivy-shkole/1453materialnaya-kultura
9) «История подвига» - проект «Республики», объясняющий, за что
Петрозаводск получил почетное звание «Город воинской славы».- Режим
доступа: http://rk.karelia.ru/category/special-projects/istoriya-podviga/
10)
Национальный музей Республики Карелия.- Режим доступа:
http://nmrk.karelia.ru/