РП-Моя Карелия-5-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА П. ВАЛДАЙ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
П. ВАЛДАЙ
Дата: 2024.12.03 14:33:58 +03'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Сегежского муниципального района
МКОУ СОШ п.Валдай

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим
советом №1 МКОУ
СОШ п. Валдай

Директор МКОУ
СОШ п. Валдай

___________

Н.Н. Деткова
Приказ №20-СД
от «31» августа 2023г

от «29» августа2023 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Моя Карелия»
для обучающихся 5-9 классов

п. Валдай 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Моя Карелия» для 5 - 7
классов
разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования.
Рабочая
программа
разработана с учетом актуальных задач
воспитания, обучения и развития обучающихся и условий, необходимых для
развития их личностных и познавательных качеств, психологическими,
возрастными особенностями обучающихся.
Рабочая программа служит ориентиром для разработки рабочих
программ учителей
и позволяет выбирать их варианты разработки,
определять акценты в реализации конкретных наиболее значимых
содержательных линий. Авторы рабочих программ могут предложить
собственный подход в части структурирования учебного материала,
самостоятельно
определить
последовательности
его
изучения,
детализировать содержание, а также выбирать пути формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации обучающихся.
Рабочая программа по учебному предмету «Моя Карелия»» состоит из:
- пояснительной записки, в которой конкретизируются цели учебного
предмета;
- общей характеристики учебного предмета;
- описания места учебного предмета в учебном плане;
- личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета;
- содержания учебного предмета;
- тематического планирования с определением основных видов учебной
деятельности;
- описания учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
- планируемых результатов изучения учебного предмета;
- рекомендаций по материально-техническому обеспечению учебного
предмета
Учебный предмет «Моя Карелия» носит интегрированный характер,
выраженный в соединении учебного материала о природе, истории,
культуре Карелии. Это дает возможность обучающимся,
участвуя в
познавательной
деятельности, получить целостное представление об
исторических, географических,
культурологических и
экономических
особенностях региона.
Цель учебного предмета «Моя Карелия»: развитие и воспитание
личности, гражданской компетентности на основе изучения природы,
истории,
культуры Карелии, осмысления процессов развития региона в
общероссийском контексте, активизации познавательной и самостоятельной
практической деятельности обучающихся.

Данный учебный предмет призван решать следующие задачи:
 воспитывать чувства патриотизма, уважения к прошлому и
настоящему многонационального народа России, Республики
Карелия;
 способствовать осознанию своей этнической принадлежности,
расширению знаний о природе, истории, культуре и основных
достопримечательностях Карелии;
 формировать ценностные ориентации и убеждения на основе
личностного восприятия и социального опыта обучающихся,
осмысления ими природной и социо-культурной специфики
родного края, практической ориентации в окружающем мире;
 воспитывать положительное отношение к духовным и семейным
ценностям и способствовать их активному
включению в
созидательную общественно-полезную деятельность;
 развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать,
анализировать, выделять особенности природных, исторических,
культурных объектов Карелии, проводить поиск, сбор и описание
объектов своей местности, применять правила природоохранного
поведения в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Моя Карелия» на уровне основного общего
образования обеспечивает преемственность
изучения регионального
содержания образования, является продолжением учебного предмета «Край,
в котором я живу» (начальное общее образование). Содержание учебных
предметов «Край, в котором я живу» и «Моя Карелия» структурируются на
концентрическом принципе, что позволяет, заложив в начальной школе
основы,
продолжить познание обучающимися своего жизненного
пространства, его природной, социо-культурной специфики, формировать
ценностные мировоззренческие взгляды, гражданскую ответственность,
экологическую культуру.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала, возможна интеграция модулей в содержание учебных
предметов обязательной части основной образовательной программы:
обществознание, история, биология, география, литература, искусство,
технология.
Рабочая программа учебного предмета «Моя Карелия» на уровне
основного общего образования предусматривает изучение в 5 классе раздела
«Моя Карелия. Путешествие по родному краю».
Содержание данного
раздела представлено в рассказах о природных, исторических и культурных
достопримечательностях Карелии в форме заочного путешествия. В основе
изложения содержания о географическом своеобразии и культурно –
исторических
особенностях
районов
Карелии
использован
интегрированный подход.

Содержание учебного материала в 6-9 классах структурируется по
содержательным линиям, соответствующим содержанию
учебных
предметов обязательной части основной образовательной программы:
обществознание, география, биология, история, литература, искусство.
Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует
часть учебного времени использовать для учебных экскурсий, посещения
краеведческих и художественных музеев, исследовательской и проектной
деятельности. Необходимо разнообразить формы проведения учебных
занятий: очные и заочные путешествия по краю, экскурсии на природу, по
местам трудовой и боевой славы Карелии, посещение выставок народного
творчества, встречи с интересными людьми, знаменитыми земляками.
Общение с природой, знакомство с историей и позитивным социальным
опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы является базой
для воспитания
патриотических чувств, способствует становлению и
развитию гражданских позиций обучающихся. Практико-ориентированная
направленность
учебного
предмета
предполагает
активизацию
познавательной
деятельности через организацию исследовательской и
проектной деятельности обучающихся. Особое внимание следует уделить
знакомству с различными способами исследования (наблюдение, изучение
различных источников информации, использование Интернет-ресурсов).
В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: учитель, учитывая подготовленность обучающихся, их
учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои
коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую
деятельность, проведение экскурсий, определяется в соответствии с
содержанием программы и учётом условий развивающей образовательной
среды образовательного учреждения.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Моя Карелия»» изучается
во 5 - 9 классах в
рамках учебного времени
части
формируемой участниками
образовательного процесса. На изучение учебного предмета отводится 1 час
в неделю. Программа рассчитана на 170 часов, по 30 ежегодно.
По своему статусу учебный предмет «Моя Карелия» является
продолжением учебного предмета «Край, в котором я живу», изучаемого в
начальной школе. Содержание для начальной и основной
школы
конструируется с учетом возрастных, познавательных возможностей и
интересов обучающихся. Содержание учебных предметов «Край, в котором я
живу» (начальное общее образование) и «Моя Карелия» (основное общее
образование) структурируется по разделам о природе, истории и культуре
Карелии. Заложенные в начальном образовании основы представлений о
родном крае, в дальнейшем расширяются и дополняются при изучении
учебного предмета «Моя Карелия».

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России, Карелии; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
- формирование готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию своего
региона, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к
труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

Предметные результаты:
Предметные результаты освоения учебного предмета «Моя Карелия»
отражают:
- развитие личности обучающего на основе изучения природы,
истории, культуры Карелии и осмысления процессов развития региона в
общероссийском контексте;
воспитание
патриотизма,
формирование
гражданских
компетентностей, ценностных ориентаций и убеждений на основе
личностного восприятия и социального опыта обучающихся, осмысления
ими природной и социо-культурной специфики родного края;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия,
памятники культуры, основные достопримечательности родного края,
положительного отношения к
духовным и семейным ценностям и
вовлечение обучающихся в созидательную общественно-полезную
деятельность Карелии;
- формирование устойчивого интереса к обычаям и традициям
коренного народа Карелии, других народов – жителей региона; приобретение
навыков взаимопонимания и сотрудничества между представителями
различных этнических, религиозных и социальных групп;
- формирование
умений наблюдать, сравнивать, характеризовать,
анализировать, оценивать и выделять особенности природных, исторических,
культурных объектов Карелии, проводить поиск, сбор и описание объектов
своей местности.
Основное содержание
5 класс
Введение
Раздел I. За лесами и озерами
Начало путешествия по Карелии. Обзорное знакомство с ландшафтом,
географическими объектами, природными и историческими памятными
местами. Районы и города Карелии. Соседи Республики.
Первые жители Карелии. Влияние ледника на ландшафт Карелии.
Первичное заселение края. Археологические памятники. Образ жизни,
занятия населения края в середине первого тысячелетия. Места
расположения поселений. Жилища и хозяйственные постройки. Виды
хозяйственной деятельности населения. Отношения с государством. Городкрепость Олонец и его роль в истории Карелии. Месторасположение и
внешний вид крепости. Население и его занятия. Природные
достопримечательности. Олонец – «гусиная столица». Современный Олонец.
Городские праздники.

Раздел II. Истории о Петрозаводске
Рождение Петрозаводска. Петровский завод. Его место и роль в
истории
России
и
Карелии.
А.Д.
Меншиков.
Строительство
Александровского завода. В Генин. Улицы и районы Петрозаводска:
прошлое и
настоящее. Герб Петрозаводска.
Каменный бор под Петрозаводском. Каменный карьер, его
месторасположение. Месторождение кварцитопесчанника. Использование
кварцитопесчанника при строительстве города и Александровского завода.
Современное состояние карьера.
Раздел III. Пути-дороги карельского края
Районы, города, населенные пункты Карелии, их природные,
культурные и исторические достопримечательности.
Вепсское село Шокша. Его географическое расположение. Занятия
местного населения. Месторождение малинового кварцита. Добыча кварцита
и его использование.
Сортавала: город-парк. Месторасположение и объяснение названия города.
Архитектурные особенности города. Природное и рукотворное своеобразие,
городские парки: парк Ваккосалми, парк Таруниеми.
Валаамский архипелаг. Его географическое расположение. Остров
Валаам. Объяснение его названия. Природные и рукотворные особенности
ландшафта. Валаамский монастырь. Хозяйственная деятельность монахов.
Роль монастыря в защите границ государства.
Петроглифы Онежского озера. Бесов нос. Животный мир в реальной
природе и наскальных изображениях древних людей. Занятия местного
населения. Рыболовство. Пудожские налимы. Выращивание и обработка
льна. Стеклодувный промысел. Использование пудожского гранита.
Ведлозерский национальный парк. Его месторасположение. Природа.
Растительный и животный мир. Развитие туризма. Правила поведения на
охраняемых государством территориях.
Заонежье. Село Шуньга. Особенности месторасположения. Занятия
населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал – шунгит. Современное
использование шунгита. Устное народное творчество Заонежья. И.А.
Федосова – сказительница.
Достопримечательности острова Кижи. Плотницкое мастерство
жителей: строительство деревянных домов и церквей. Лодка-кижанка.
Изделия кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного эпоса.
Трофим Рябинин.
Город Кондопога, его месторасположение и достопримечательности.
Памятник деревянного зодчества – Успенская
церковь. Полезные
ископаемые: Тивдийский мрамор и его использование. Кондопожская ГЭС.

Природный памятник – водопад Кивач. Современный город Кондопога, его
культурное и промышленное развитие.
Марциальные воды: первый русский курорт. Целебный источник и
история его открытия. Поселение Дворцы. Создание первого российского
курорта. Петр Первый во Дворцах. Марциальноводская церковь – Спасение
апостола Петра. Современный санаторий «Марциальные воды».
Надвоицы и Сегежа. Месторасположение поселка Надвоицы и
объяснение его названия. Воицкий рудник, его месторасположение и
история. Месторождение меди. История открытия. Добыча меди и ее
использование для изготовления медных денег. Находка золота. Его запасы,
добыча, использование. Месторождение алюминия. Использование
природных водных ресурсов для строительства гидроэлектростанций.
Воицкий водопад «Царь». Надвоицкий алюминиевый комбинат. Город
Сегежа. Сегежский бумажный комбинат и его продукция.
Поморье – морская Карелия. Поморы и их основные занятия.
Поморские промыслы: рыболовство, охота на морского зверя, строительство
морских судов.
Архипелаг
Соловецких
островов.
Соловецкий
монастырь.
Хозяйственная деятельность монахов. Монастырь на защите границ
государства.
Город Кемь: месторасположение и его история. Герб Кеми. Природные
богатства. Солеварение. Добыча и использование жемчуга.
Лоухский район на карте Карелии. Природные богатства: слюда,
беломорит. Чупинское месторождение слюды. Добыча слюды и ее
использование в прошлом и настоящем. Национальный парк Паанаярви.
Растительный и животный мир. Сказки края – М. Коргуев.
Калевала. Эпос «Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие Э. Леннрота
в карельские деревни. Стихи-руны и рунопевцы. Поселок Калевала и его
достопримечательности.
Питкярантский район – приграничная территория. Месторасположение
города Питкяранта. Природные богатства – олово, медь, гранит. Природные
богатства и достопримечательности. Целлюлозный завод «Питкяранта».
Город Костомукша и его месторасположение. История возникновения
города. Герб города. Месторождение магнитокварцита. Комбинат
«Карельский окатыш» и его продукция. Социо-культурное своеобразие
города.
Музеи Карелии. Национальный государственный музей Карелии, его
коллекции и экспозиции. Районные краеведческие и школьные музеи.
6-9 классы
Содержание в 6-9 классах структурируется по содержательным
линиям, соответствующим содержанию учебных предметов обязательной
части основной образовательной программы: обществознание, география,
биология, история, литература, искусство.

Раздел I. Обществознание
Региональная социальная среда в системе факторов, влияющих на
формирование личности. Влияние обычаев и традиций Карелии на
формирование личности. Актуальные проблемы общественной жизни
республики.
Духовная жизнь Карелии. Проявление различных форм
культуры в республике. Международные культурные связи.
Наука в республике. Научные учреждения Карелии. Развитие
образования в Республике Карелия, проблемы и перспективы. Возможности
получения общего и профессионального образования в Карелии. Реализация
национального проекта по образованию в Карелии.
Современное состояние и перспективные направления развития
карельской экономики. Основные отрасли экономики Карелии. Крупные
предприятия и их роль в жизни Карелии. Товары и услуги, ресурсы Карелии
и потребности населения. Рынок труда в республике. Рыночные отношения в
Республике
Карелия.
Бизнес
и
предпринимательство.
Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство в республике. Налоговая
система РК. Роль экономики республики Карелия в экономической системе
России. Внешнеэкономические связи Республики Карелия.
Социальная структура Карелии. Дифференциация и стратификация
населения в Республики Карелия. Демографическая ситуация в Карелии.
Проблемы молодежи Карелии. Этнические общности в республике.
Межнациональные
отношения в Карелии. Социальных конфликты в
Карелии и пути их разрешения.
Физкультура и спорт в Карелии: их социальная значимость в
пропаганде здорового образа жизни. Республиканские социальные
программы в республике.
Основы организации государственной власти в Республике
Карелия. Местное самоуправление. Организация и проведение выборов в
органы власти Карелии. Участие граждан Карелии в политической жизни
республики. Политические партии и движения их роль в общественной
жизни республики.
Конституция Республики Карелия – основной закон Республики.
Основы
конституционного
строя
Республики
Карелия.
Органы
государственной власти и управления
Карелии. Правоохранительные
органы. Судебная система. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина в Карелии. Правозащитные органы Карелии.
Становление гражданского общества в республике. Общественные
организации Карелии. Органы правовой и социальной защиты ребенка в
Карелии.
Раздел II. Биология
Признаки живых организмов. Приемы выращивания и размножения
растений и домашних животных в условиях Карелии, ухода за ними.
Система, многообразие и эволюция живой природы. Многообразие
видов бактерий, растений, грибов и животных в Карелии, их место и роль в

природе Карелии. Роль животных, растений, грибов, лишайников и бактерий
в жизни человека. Возбудители заболеваний животных и человека в Карелии.
Человек и его здоровье. Заражённость водоёмов Карелии
паразитическими червями, профилактика гельминтозов у человека.
Профилактика отравлений и первая помощь при отравлении ядовитыми
растениями и грибами Карелии. Заболеваемость гепатитом в РК,
профилактика гепатита. Заболеваемость туберкулёзом в РК, профилактика
туберкулёза.
Уровень загрязнения воздуха в районах Карелии, в своей местности.
Факторы, влияющие на изменение газового состава воздуха Карелии.
Особенности климата Карелии, его влияние на заболеваемость органов
дыхания у местного населения.
ВИЧ-инфекции и распространение СПИДа в Карелии, в своей
местности, возможность анонимных исследований крови. Возможные
причины ослабления иммунитета у жителей Карелии. Вакцинация населения
против инфекционных заболеваний в РК. Применение лечебной

сыворотки и правила оказания первой доврачебной помощи при
укусах ядовитыми животными. Растения – аллергены в Карелии.
Лекарственные растения Карелии и своей местности.
Особенности гиповитаминозов в Карелии. Источники
витаминов и минеральных веществ, необходимых для поддержания
здоровья населения Карелии.
Причины и профилактика нарушения работы щитовидной
железы в условиях Севера. Биоритмы человека, адаптация
организма к условиям жизни на Севере. Значение закаливания
организма в условиях Севера.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние
природно-климатических условий на растительный и животный
мир Карелии. Взаимоотношения между животными и растениями
Карелии.
Видовое
разнообразие,
плотность
популяций
распространенных биоценозов Карелии (хвойных лесов, пресных
водоемов, болот). Характеристика трофических уровней; цепи и
сети питания (с использованием сведений о животном и
растительном мире Карелии). Агроэкосистемы Карелии (сады,
огороды, пашни и др.), способы повышения их продуктивности в
условиях Севера.
Последствия хозяйственной деятельности человека для
окружающей среды: состояние газового состава воздуха, пресных
водоёмов, почвы, растительного и животного мира Карелии.
Красная книга Карелии. Природоохранные территории Карелии:

заповедники «Кивач», «Костомукшский», «Кандалакшский»,
заказники, национальные парки «Водлозерский», «Паанаярви»,
«Валаамский архипелаг», памятники природы.
Раздел III. География.
Географическое положение Республики Карелия. Часовой пояс, в
котором находится Карелия.
Состав, строение и развитие земной коры и литосферы в пределах Карелии.
Рельеф территории Карелии и дна Белого моря; их изменение под влиянием
внутренних, внешних и техногенных процессов. Горные породы Карелии
Полезные ископаемые Карелии, зависимость их размещения от строения
земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Карелии, их виды и оценка.
Литосферные природные памятники Карелии.
Гидросферные объекты Карелии: состав и строение. Роль воды в природе и
жизни местного населения. Соотношение территории и акватории в Карелии.
Белое море как часть Мирового океана, его взаимодействие с атмосферой и
сушей, строение рельефа дна; система течений, органический мир; освоение
и хозяйственное использование человеком.
Поверхностные и подземные воды Карелии. Водные ресурсы Карелии, их
размещение и качество. Гидросферные природные памятники Карелии.
Особенности атмосферной циркуляции над Карелией. Распределение тепла и
влаги на поверхности Карелии. Погода и климат Карелии. Адаптация
человека к климатическим условиям Карелии.
Биосферное разнообразие растений и животных Карелии, особенности
их распространения. Приспособление живых организмов к природной среде
Карелии. Сохранение человеком растительного и животного мира Карелии.
Наблюдение за местными растениями и животными для определения
качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на
местности и по карте.
Почвенный покров Карелии. Проблема плодородия почв Карелии. Условия
образования разных почв Карелии. Северная и средняя тайга как элементы
широтной зональности. Тунтури как пример высотной поясности.
Территориальные комплексы Карелии: природные, природно-хозяйственные.
Изменение окружающей среды в Карелии под воздействием деятельности
человека.
Человеческий потенциал Карелии: численность, размещение,
естественное движение населения. Демографическая ситуация в республике,
районе, поселении. Размещение населения; городское и сельское население
Карелии. Занятость населения по сферам экономики. Проблема
трудоустройства и ее решение. Достопримечательности. Топонимика
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
Карелии. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география

отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития
Карелии.
Различия территории Карелии по условиям и степени хозяйственного
освоения. Карелия как часть Европейского Севера России. Определение
влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность
людей. Оценка экологической ситуации в Карелии.
Характеристика экономических, политических и культурных связей Карелии.
Объекты мирового природного и культурного наследия в Карелии.
Раздел IV.История
Карелия в древности. Археологические памятники. Древнейшее
население края. Занятия и образ жизни. Религиозные верования.
Карелия в IX – начале XII вв. Славянская колонизация территории
Карелии. Корела и весь. Хозяйственное освоение края. Вхождение Карелии в
состав древнерусских земель. Утверждение христианства.
Карелия в XII – середине XV вв. Особенности положения карелов в
составе Великого Новгорода. Экономическое развитие, торговля. Боярское и
монастырское землевладение. Борьба карелов и новгородцев против
шведской агрессии.
Карелия во второй половине XV – XVII вв. Включение Карелии в
состав Российского государства. Корельский уезд. Город Корела. Сельское
хозяйство и промыслы: солеварение, железоделательный промысел.
Развитие ремесла. Крестьянское предпринимательство. Развитие торговли:
предметы купли-продажи, торговые пути. Повенецкий рядок. Шведская
агрессия в Карелии в конце XVI века. Оборона Корелы. Корельский уезд в
составе Швеции: хозяйственные и политические последствия. Основание
Олонца. Появление первых металлургических заводов. Соловецкое восстание
1668-1676 гг.
Культура народов Карелии с древнейших времен до конца XVII
в.Материальная и духовная культура вепсов, карел. Поселения, жилища,
семейный быт, обряды и обычаи. Устное народное творчество: руны,
былины. Монастыри – центры культуры.
Карелия в XVIII – середине XIX вв. Боевые действия на территории
Карелии в период Северной войны. «Осударева дорога». Лодейнопольская
верфь. Олонецкие Петровские заводы и их деятельность в годы войны.
Основание Петровской слободы.
Система управления в Олонецкой
губернии. Преобразование Петровской слободы в город Петрозаводск.
Державин Г.Р. – первый губернатор края. Александровский пушечный завод.
Тивдийские мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка.
Положение крестьян Карелии. Причины и формы выступлений. Кижское
восстание. Участие олончан в боевых действиях в годы наполеоновских
войн. Ополчения 1807 и 1812 годов. Олонецкие горные заводы в годы войны .
Карелия во второй половине XIX – начале ХХ вв. Особенности
проведения реформ 1860-70 гг. в Карелии. Карелия в пореформенный
период: сельское хозяйство, промышленность, торговля. Карелия в годы I

мировой войны. Мобилизация в армию. Александровский завод в 1914-1917
гг. Строительство Мурманской железной дороги.
Развитие культуры в XVIII – начале ХХ вв. Влияние реформ Петра I на
развитие культуры в крае. Становление системы образования и
здравоохранения. Горнозаводская школа. Марциальные воды. Фольклор:
народные предания о Петре Великом. Деревянное зодчество. Образование и
деятельность народных училищ. Олонецкая губернская гимназия. Олонецкая
духовная семинария. Создание и деятельность учительской семинарии.
Формирование местной интеллигенции. Основание и деятельность
губернской типографии. Зарождение театра. Первые библиотеки. Изучение
Карелии русскими учеными. Н.Я. Озерецковский. К.И. Арсеньев. А.Ф.
Гильфердинг. Изучение Карелии финскими учеными: Э. Леннрот. Влияние
политических ссыльных на культуру края: Ф.И. Глинка, П.Н. Рыбников.
Основание
Олонецкого
естественно-промышленного
и
историкоэтнографического музея.
Карелия в 1917 – 1991 гг. Политическая ситуация в Карелии после
Февральской революции. Организация местной власти. Октябрь 1917 г. в
Карелии. Установление власти Советов на территории Карелии.
Гражданская война в Карелии. Политические, общественные и военные
деятели периода революции и гражданской войны. Особенности
индустриализации и коллективизации в Карелии. Роль ГУЛАГа, СЛОН,
строительство
ББК.
Проблема
национально-государственного
самоопределения населения края. Образование Карельской Трудовой
Коммуны. Восстание 1921-1922 гг.
Советско-финляндская война. Образование Карело-Финской ССР.
Боевые действия на территории республики в 1941-1944 гг. Прифронтовой
тыл Карелии. Оккупационный режим. Особенности партизанского движения.
Освобождение республики.
Последствия войны. Восстановление промышленности, лесной
отрасли, сельского хозяйства. Преобразование Карело-Финской ССР в
Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР.
Принятие Конституции КАССР (1977 г.). Декларация о
государственном суверенитете КАССР (1990). Формирование новой
политической системы. Преобразование КАССР в Республику Карелия.
Культура Карелии (1917-1990 гг.) Ликвидация неграмотности. Развитие
системы народного образования. Наука и научные учреждения. Развитие
профессиональных форм художественной культуры: литературы, музыки,
театра, изобразительного искусства. Культурные центры Карелии.
Идеологизация и политизация культуры. Репрессии 30-50-х годов. Проблема
развития культуры в многонациональной республике. Изменения в
национально-языковой политике в 20-90-е годы. Деятели науки, культуры и
искусства Карелии.
Современная Карелия в период «перестройки» и перехода к рыночной
экономике. Оживление общественной активности. Социально-экономические

и политико-административные реформы. Конституция Республики Карелия.
Культурная жизнь современной Карелии.
Раздел IV. Литература
Карелия – край классического фольклора. Былины Карелии (былины по
выбору). Открытия П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга. Династия
сказителей Рябининых. Сказитель В. Щеголенок.
Сказки Карелии: Поморья, Заонежья, Пудожья (волшебные,
новеллистические, о животных, Сказки «Как старик горох сеял» и «Медведь
и лиса»). Сказочник М. Коргуев (одна - две сказки по выбору).
«Калевала». Роль Э. Лёнрота в создании «Калевалы».
Влияние фольклора Карелии на литературу. В. П. Щеголёнок.
«Архангел». Л. Н. Толстой. «Чем люди живы?» Ю. П. Казаков. «Калевала»
Из русской литературы 18 – 19 веков
Г. Державин. Ода «Водопад». Г. Р. Державин – губернатор Олонецкого
края. История создания оды. Символика образа водопада: человеческая
жизнь, слава, всепожирающее время. Своеобразие стиля.
Ф. Глинка. Личность и творчество Ф. Н. Глинки. Поэма «Карелия».
Кивач как символ жизни. Живописное мастерство поэта.
Из русской литературы 20 века.
Тематическое и жанровое разнообразие карельской литературы и
литературы о Карелии.
Судьба человека и народа на крутых поворотах истории. Д. И.
Балашов. «Марфа-посадница» (Отрывок). Тема созидательного труда в
произведении. Образы Марфы-посадницы и Зосимы Соловецкого. К. Г.
Паустовский. «Судьба Шарля Лонсевиля». История создания повести. Роль
личности в истории.
Нравственные основы личности в осмыслении М. Пришвина
(«Осударева дорога»), А. Платонова («Сампо»), поэтов Я. Виртанена и
ЛеаХело. Темы семьи, рода, связи поколений в творчестве О. Степанова, Я.
Ругоева.
Природа и человек в книгах К. Паустовского (гл. «Белая ночь» из
повести «Золотая роза»), В. Соловьёва, В. Сергина. Бережное, любовное
отношение к природе родного края.
Роль искусства в жизни человека и народа.
Назначение искусства в жизни человека и народа. Сказ о создании
национального инструмента («Кленовое кантеле» В. И. Пулькина). Искусство
как способ духовного противостояния войне в повести Д. И. Гусарова
«Партизанская музыка». Тема преемственности традиций в лирике Р.
Рождественского. Образ И. Федосовой в стихотворении «На Юсовой горе».
Раздел VI. Культура и искусство
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных
промыслов Карелии. Народное художественное творчество. Древние корни
народного художественного творчества, специфика образно-символического

языка в произведениях декоративно-прикладного искусства Карелии:
петроглифы, керамика, предметы быта, ткачество. Орнамент как основа
декоративного украшения. Орнамент на глиняных изделиях, в ткачестве,
вышивке, вязании, плетении различных районов Карелии.
Изобразительное искусство и архитектура Карелии. Художественная
культура Карелии. Иконопись Карелии. Красота и своеобразие архитектуры
и живописи Карелии.
Архитектура Карелии XVIII — XX вв.:
архитектурный ансамбль Кижи.
Мемориальные ансамбли Карелии.
Художественные музеи и выставочные залы Карелии.
Знакомство с произведениями выдающихся карельских мастеров
изобразительного искусства и архитектуры: В. Попов, О. Бородкин, Г.
Стронк, С. Юнтунен, О. Юнтунен, Б. Поморцев. В. Авдышев, А. Авдышев,
М. Юфа, Т. Юфа, В. Иваненко, В. Чекмасов, Е.Пехова, Л. Трифонов, В.
Зорин, В. Зорина, А. Каштанов, Б. Топурия, А. Морозов, А. Харитонов, Л.
Ланкинен, Г. Ланкинен. К. Гоголев, Н. Кошелева, В. Кошелев, Б. Акбулатов,
Э.Акулов, Л. Давидян, М. Коппалев. (по выбору). Современное
изобразительное искусство Карелии. Традиции и новаторство в творчестве А.
Морозова, В. Зорина и С. Терентьева.
Изобразительное искусство в театре. Общие законы восприятия
композиции картины и сцены. Художники театра: В. Скорик, Э. Тимонен, В.
Поляков. X. Скалдина.
Музыкальная жизнь Карелии. Народное музыкальное творчество. Роль
народной музыки в музыкальной культуре Карелии. Известные карельские
музыкальные коллективы (Государственный ансамбль «Кантеле», Оркестр
народных инструментов «Онего»). Центры музыкальной культуры Карелии
(Карельская филармония, Государственная консерватория им. А.К.
Глазунова)

Примерное тематическое планирование
5 класс
Название разделов, тем по классам
и Характеристика
основных
ориентировочное
количество
часов, деятельности обучающихся (на
отводимых на раздел
учебных действий)
5 класс
Введение (1 час)
Раздел I. За лесами и озерами (5 часов)
Начало путешествия по Карелии.
Первые жители Карелии.
Деревня на берегу Онего.
Олонец – трижды столица
Раздел II. Истории о Петрозаводске
(4 часа)
Рождение Петрозаводска.
Как рос и развивался Петрозаводск.
Каменный бор под Петрозаводском.
Раздел III. Пути-дороги карельского края (24
часов)
Шокша: берег красной рыбы и красного
камня.
Сортавала: город-парк.
Валаам – монастырь на цветущей скале.
Бесов нос: гуси-лебеди и пудожские налимы.
Заповедное Водлозеро.
Чудесный черный камень из Шуньги.
Кижи.
Кондопога, она же станция Кивач.
Марциальные воды: первый русский курорт.
Первое российское золото с берегов Выга.
Надвоицы и Сегежа.
Поморье – морская Карелия.
С Кемского берега - на Соловки.
Город с жемчужным гербом.
В царстве Лоухи.
Калевала и «Калевала».
Камень и лес: на длинном берегу Ладоги.
Лесной город с железным характером.
Звезды над местами боев.
Итого 34 часов
6 класс

видов
уровне

Находить и показывать на карте Карелии
границы территории республики, ее районов,
городов, места, определенные в маршруте
путешествия.
Характеризовать
памятники
культуры,
основные достопримечательности своего
города, района, населенного пункта.
Моделировать маршруты путешествий по
Карелии.
Объяснять
происхождение
карельских
названий своего района.
Описывать изученные
исторические,
природные, культурные объекты Карелии
Выделять в тексте региональной тематики
главное и второстепенное, выстраивать
последовательность описываемых событий.
Различать источники и способы познания
объектов природы, истории, культуры края.
Отображать в своих творческих работах
особенности природных,
исторических и
культурных объектов карельского края.
Осуществлять
расширенный
поиск
информации по предложенной теме с
использованием ресурсов библиотек
и
Интернет
Проводить исследования, наблюдения
по
изучению истории, культуры и природы
родного
края,
его
особенностей
и
достопримечательностей
Выполнять
практические
работы
и
реализовывать
учебные
проекты
по
предложенной региональной тематике.
Представлять результаты своей проектной и
исследовательской деятельности.

Введение (1 час)
Раздел I. «Обществознание» (5 часов)
Общественно – политическое устройство
Республики Карелия
Мы – жители Карелии
Административно – территориальное деление
Профессиональная
занятость
жителей
Карелии
Раздел II. «География» (6 часов)
Географическое
положение
Республики
Карелия
Рельеф Карелия
Полезные ископаемые Карелии
Климат Карелии.
Внутренние воды
Раздел III. «Биология» (5 часов)
Край лесов, озер и болот
Живая природа в нашей жизни
Они живут рядом с нами (Живые организмы в
поселениях)
В садах и парках Карелии
Раздел IV. «История» (7 часов)
Первые жители Карелии.
Население Древней Карелии.
В составе Великого Новгорода.
Карелия в составе Московского государства.
Карелия – пограничная земля.
Культура Древней Карелии.
РазделV. «Литература» (6 часов)
Фольклор Карелии.
Сказки.
Из древнерусской литературы
Литература Карелии (Виктор Соловьев,
Виктор Сергин, Константин Паустовский)
Раздел VI. «Культура и искусство»
(4 часа)
Зодчество.
Иконопись.
Прикладное искусство.
Обобщение и повторение (1 час)

Характеризовать общественно-политическое
устройство Республики Карелия, систему
органов власти и управления Республики
Карелия, основные этапы и ключевые
события истории Карелии, специфику
географического
положения
и
административно-территориального
устройства Республики Карелия, полезные
ископаемые, климат, внутренние воды,
природные
экологические
системы,
содержание изученных фольклорных и
литературных
произведений
Карелии,
памятники народного зодчества, древнюю
иконопись Карелии.
Выделять и объяснять государственную
символику
Республики
Карелия,
существенные признаки местных культурных
и
природных объектов и явлений,
синхронность
событий
и
процессов
региональной и российской истории
Осуществлять поиск информации в
различных источниках информации и
Интернет по предложенной региональной
тематике.
Готовить
сообщения
об
изученных
исторических, природных и культурных
объектах, явлениях Карелии на основе
разнообразных источников информации и
форм ее представления
Отражать существенные признаки природы,
культуры края в презентациях, рисунках и
творческих работах.
Оценивать влияние особенностей природных
явлений, исторических событий, культуры на
жизнь жителей региона.
Проводить
исследования
исторических,
природных
и культурных объектов,
наблюдения в природе своего края.
Представлять результаты своей проектной и
исследовательской деятельности по изучению
истории, природы, культуры, архитектуры,
литературы Карелии.

Итого 34 часов
7 класс
Введение (1 час)
Раздел I. «Обществознание» (5 часов)
Права ребенка и их защита в Республике
Карелия
Молодежные
движения
в
республике:
организации и союзы, проекты и направления
их деятельности.

Характеризовать
основные
этапы
и
ключевые
события
истории
Карелии,
выдающихся государственных, политических,
общественных деятелей, оказавших влияние
на исторические
процессы в крае;
молодежное движение в Республике Карелия:
их организации, союзы, проекты, направления

Подростковая культура: формальные и
неформальные коллективы, увлечения.
Раздел II. «География» (6 часов)
Территория Карелии на тектонической карте.
Опасные и неблагоприятные климатические и
гидрологические процессы и явления на
территории Карелии.
Ландшафты Карелии.
Раздел III. «Биология» (7 часов)
Экосистема леса.
Растения в биоценозе леса.
Животный мир лесов.
Значение и охрана лесов.
Экосистема водоема.
Болота и их обитатели.
Раздел IV. «История» (6 часов)
Карелия на пороге нового времени. Карелия в
эпоху Петра I.
Образование Олонецкой губернии.
Хозяйственная жизнь края во второй половине
XVIII в.
Развитие культуры в Карелии в XVIII в.
Раздел V. «Литература» (5 часов)
Хранители народной мудрости
«Алмазна сыплется гора …»
Тема устного народного творчества в
карельской литературе XX века.
Раздел VI. «Культура и искусство»
(4 часа)
Архитектура
Живопись и графика
Прикладное искусство
Итого 34 часа
8 класс
Введение (1 час)
Раздел I. «Обществознание (4 часа)
Экономика Республики Карелия: основные
черты.
Социальное развитие республики
Важные ценности жизни общества.
Раздел II. «География» (6 часов)
Карелия в часовом поясе.
Природные ресурсы Карелии.
Почвы Карелии.
Антропогенные
изменения
природнотерриториальных комплексов.
Охраняемые природные территории Карелии.
Раздел III. «Биология» (6 часов)
Здоровье человека и факторы риска болезни в
условиях Карелии.

деятельности; природные комплексы и
экосистемы края; содержание изученных
литературных
произведений
Карелии;
изученные произведения изобразительного
искусства и архитектуры.
Описывать
деятельность
молодежных
объединений
своего населенного пункта;
механизм защиты прав детей и в Карелии
Приводить
примеры
деятельности
молодежных
организаций
республики;
воздействия человека на рельеф края; редких
биологических видов растений и животных
лесов Карелии
Выделять особенности исторического и
культурного
развития,
архитектуры,
живописи, графики и прикладного искусства
Карелии; проблемы подростков и молодежи
Карелии;
опасные и неблагоприятные
природные процессы и явления на территории
Карелии, существенные признаки отличия;
Определять редкие биологические виды
лесов Карелии; значение охраны лесных
экосистем и способы их защиты;
Соблюдать
правила
поведения
в
окружающей среде.
Проводить
исследования
исторических,
природных и культурных объектов Карелии,
наблюдения в природе и общественных
процессах.
Представлять результаты своей проектной и
исследовательской деятельности по изучению
истории, природы, культуры, архитектуры,
литературы Карелии.

Характеризовать
основные
этапы
исторического
развития
Карелии,
выдающихся государственных, политических,
общественных деятелей, оказавших влияние
на исторические
процессы в крае;
особенности экономического и социального
развития республики на современном этапе;
природные ресурсы, почвы и антропогенные
изменения
природно-территориальных
комплексов,
охраняемые
природные
территории
Карелии;
изученные
литературные
произведения
карельских
писателей и поэтов; особенности развития
архитектуры, скульптуры, художественного
литья, живописи и графики,
культурной
жизни Карелии в XIX веке.

Природно-климатические условия жизни
населения Карелии.
Особенности окружающей среды и здоровье
населения.
Здоровый образ жизни.
Раздел IV. «История» (6 часов)
Карелия в эпоху Наполеоновских войн.
Крестьяне Карелии во второй половине XIX
веке.
Промышленники и торговцы Карелии в
пореформенный период.
Интеллигенция
Карелии:
развитие
здравоохранения и образования во второй
половине XIX веке.
Раздел V. «Литература» (5 часов)
Древо памяти.
Чувство истории.
Два поэта – одна судьба.
Человек. Страна. Судьба.
Раздел VI. «Культура и искусство»
(6 часов)
Архитектура. Скульптура.
Художественное литье из бронзы и чугуна
Живопись и графика.
Библиотека, музей, театр
Фольклор, музыка.
Итого 34 часа
9 класс
Введение 1 час
Раздел I. «Обществознание» (6 часов)
Карелия – территория согласия.
Гражданское общество Карелии.
Приграничное сотрудничество Карелии
Информационное общество Карелии
Учимся в Карелии.
Раздел II. «География» (5 часов)
Экономическое
развитие
и
география
межотраслевых комплексов республики.
Инфраструктурный комплекс
Республики
Карелия.
Топонимия Карелии.
Раздел III. «Биология» (5 часов)
Окружающая среда и устойчивое развитие
региона.
Защита среды жизни от загрязнений
Как решаются экологические проблемы
Экологическое развитие региона – дело
каждого
Раздел IV. «История» (6 часов)

Описывать природно-климатические условия
жизни
населения
Карелии,
основные
природно-очаговые заболевания в Республике
Карелия,
демографическую ситуацию на
основе
представленных
статистических
данных таблицы.
Приводить
примеры
антропогенных
комплексов в пределах своего населенного
пункта; семейных традиций и жизненных
ценностей .
Выделять
особенности
исторического,
природного,
социально-экономические
развития края; нормы здорового образа
жизни.
Определять
синхронность
событий
и
процессов региональной и российской
истории; астрономическое время своего
населенного пункта в полдень;
Анализировать письменные и визуальные
исторические источники, статистические
таблицы,
географические
карты,
литературные тексты.
Использовать приобретенные знания и
умения
в
повседневной
жизни
для
созидательного участия в общественной
жизни Карелии, реализации и защиты своих
прав
Проводить исследования и наблюдения при
изучении истории, природы и культуры
родного края

Характеризовать
основные
этапы
и
ключевые события истории Карелии ;
национальный состав населения Республики
Карелия;
последствия
распространения
информационных технологий в жизни людей;
межотраслевые
комплексы
и
инфраструктурный комплекс Республики
Карелия;
экологическую
ситуацию
в
Республике Карелия; содержание изученных
литературных
произведений
Карелии;
особенности культурной жизни Карелии XX
века.
Описывать
реализацию
права
на
образование на территории Карелии, о
деятельности учреждений дополнительного
образования на примере своего населенного
пункта; способы защиты окружающей среды в
условиях Карелии.
Приводить
примеры
существования
добрососедских
отношений
между

Карелия в годы революции и Гражданской
войны
Карелия в межвоенный период
Карелия в годы Второй мировой войны
Советская Карелия в послевоенный период
Республика Карелия на современном этапе
Раздел V. «Литература» (5 часов)
Михаил Пришвин. В краю леса, воды и камня
Дмитрий Гусаров. Партизанский поход
Ортье Степанов. На земле своих предков
Раздел VI. «Культура и искусство»
( 5 часов)
Архитектура
Монументальное искусство и скульптура
Живопись и графика
Театры Карелии
Музыка
Наука.
Библиотека. Музеи.

Итого 34часа

представителями разных национальностей на
территории
Карелии,
деятельности
национальных общественных организаций;
основных производственных предприятий
республики и своего населенного пункта;
топонимов локального уровня.
Выявлять существенные черты, общее и
особенное в проявлении и последствиях
наиболее важных исторических и культурных
событий и явлений в России и Карелии.
Объяснять преимущества приграничного
положения
Карелии
для
развития
международных отношений;
взаимосвязь
процессов развития транспорта и развития
экономики, туризма в республике.
Определять
синхронность
событий
и
процессов региональной и российской
истории; значение побратимских связей на
примере своего города, района; свое
отношение
к
наиболее
значительным
событиям
в истории и достижениям в
культуре Карелии, историческим личностям,
деятелям культуры.
Проводить исследования по изучению
истории, культуры, природы Карелии.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Раздел «Обществознание»
В результате освоения раздела выпускник научится:
характеризовать основы конституционного строя Республики
Карелия; систему органов власти и управления, общественные организации и
молодежное движение в республике,
роль и место Карелии в
общероссийской системе разделения труда и социальной стратификации;
характер и сущность интеграционных процессов происходящих на Северозападе России и Севере Европы, их влияние на Карелию;
объяснять причины региональной специфики и характерных
особенностей социально-экономической и социально-политической системы
Республики Карелия;
оценивать вклад Карелии в становление новой российской
общественной системы;
решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие типичные ситуации в общественной
жизни Карелии.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность
научиться:

ориентироваться в актуальных событиях и процессах, происходящих в
Республике Карелия и северо-западном регионе Российской Федерации;
устанавливать доброжелательных и толерантных отношений с
нациями и народами, населяющими Карелию;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
созидательного участия в
общественной жизни Карелии, реализации и защиты своих прав.
Раздел «География»
В результате освоения раздела выпускник научится:
характеризовать местные географические термины; географические
явления и процессы в природных комплексах Карелии, взаимосвязь между
ними, их изменение в результате деятельности человека;
описывать проявление географической зональности и поясности в
Карелии; специфику географического положения и административнотерриториального устройства Республики Карелия как субъекта Российской
Федерации; особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов Карелии;
выделять существенные признаки местных географических объектов и
явлений;
объяснять природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях;
находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения местных географических объектов и явлений, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов; районов разной специализации, центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их
узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей Карелии;
составлять краткую характеристику разных географических объектов
Карелии на основе разнообразных источников географической информации и
форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления,
высоты
точек;
географические
координаты
и
местоположение
географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы Карелии; представлять
результаты измерений в разной форме.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность
научиться:
ориентироваться на местности своего края;

проводить наблюдения за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий; оценивать их последствия;
наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей
местности;
определять комфортных и дискомфортных параметров
природных компонентов своей местности с помощью приборов и
инструментов;
решать практические задачи по определению качества окружающей
среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению,
принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
проводить самостоятельный поиск географической информации на
местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
Раздел «Биология»
В результате освоения раздела выпускник научится:
описывать и характеризовать распространенные виды растений,
животных и грибов своего региона; представителей животного и
растительного мира, занесенных в Красную книгу Карелии; важнейшие
охраняемые природные территории Карелии; факторы, угрожающие
существованию
природных экосистем
региона; распространенные
заболевания Карелии и своей местности, их возбудителей и переносчиков,
способы заражения и меры профилактики данных заболеваний;
определять меры, направленные на сохранение природных экосистем
Карелии; способы повышения продуктивности агроэкосистем в условиях
Карелии;
обосновывать (объяснять) роль природоохранных территорий
Республики в сохранении биологического разнообразия; зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды; правила
рационального природопользования в Республике;
анализировать и оценивать экологические проблемы своего региона;
влияние хозяйственной деятельности человека в Республике на экосистемы,
агроэкосистемы; влияние собственных поступков по отношению к
окружающей среде и живым организмам своей местности; факторы,
влияющие на здоровье населения Карелии, уровень заболеваемости
населения.
проводить фенологические наблюдения в природе, экологические
исследования по оценке состояния окружающей среды своей местности.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность
научиться:
применять знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для активного участия в мероприятиях по охране
окружающей среды в своей местности;

соблюдать меры профилактики заболеваний человека, вызываемых
растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами региона;
оказать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных своей местности;
организовывать свой труд и отдых с учетом продолжительности
светового дня в Карелии, знаниями ценностей здорового образа жизни.
Раздел «История»
В результате освоения раздела выпускник научится:
описывать и характеризовать основные этапы и ключевые события
истории Карелии с древности до наших дней; выдающихся государственных,
политических, общественных деятелей, полководцев, оказавших влияние на
исторические процессы в крае; важнейшие достижения культуры и системы
ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
определять последовательность и длительность важнейших событий,
процессов в истории края, выделять их периоды; определять синхронность
событий и процессов региональной и российской истории;
показывать на исторической карте границы расселения племен, места
расположение археологических памятников, границы административных
территорий, города, районы важнейших промыслов, развития ремесла и
промышленности, торговые пути и ярмарки,
места расположения
памятников культуры, значительных исторических событий и военных
сражений;
давать описание исторических событий и памятников материальной и
духовной культуры Карелии на основе текста и иллюстративного материала,
фрагментов исторических источников, краеведческого материала;
выявлять существенные черты, общее и особенное в проявлении и
последствиях наиболее важных исторических событий в истории России и
истории Карелии;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям в
истории Карелии, историческим личностям, достижениям культуры.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность
научиться:
определять исторические причины и историческое значение событий
прошлого и явлений современной жизни Карелии;
высказывать собственные суждения об историческом наследии
народов Карелии;
использовать знания об историческом пути и традициях народов
Карелии в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.
Раздел «Литература»
В результате освоения раздела выпускник научится:

характеризовать содержание изученных фольклорных и литературных
произведений Карелии;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям писателей и
поэтов Карелии;
сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы
и литературы Карелии, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а
также произведения, близкие по жанру, раскрывать в них национально
обусловленные различия;
В результате освоения раздела выпускник получит возможность
научиться:
понимать литературных художественных произведений писателей и
поэтов Карелии, отражающих этнокультурные традиции;
определять свой круг чтения и выражения оценки литературных
произведений писателей и поэтов Карелии.
Раздел «Культура и искусство»
В результате освоения раздела выпускник научится:
описывать и характеризовать традиционные виды декоративноприкладного творчества и народных промыслов Карелии, произведения
музыкального и изобразительного искусства, учреждения и памятники
культуры Карелии;
понимать и осознавать значение искусства и творчества деятелей
культуры Карелии в личной и культурной самоидентификации личности;
ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных
в произведениях искусства Карелии;
оценивать вклад культурных достижений Карелии в российскую и
мировую культуру.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность
научиться:
развивать
эстетический вкус, художественное мышление,
индивидуальные творческие способности, интерес к различным видам
творческой деятельности;
формировать интерес и уважительное отношение к культурному
наследию и ценностям народов России, Карелии;
содействовать
сохранению памятников культуры, произведений
искусства, культурных традиций Карелии и способствовать
их
приумножению.
Рекомендации по материально-техническому обеспечению
учебного предмета
Цели и задачи федерального государственного образовательного
стандарта общего образования могут быть решены в том числе и за счет
создания
эффективной
информационно-образовательной
среды,
обеспечивающей возможности для использования самостоятельных,

исследовательских, проектных, творческих видов работы, для развития
умений работы с различными источниками и типами информации.
Рекомендуется иметь в кабинете учебного предмета «Моя Карелия»
следующую книгопечатную продукцию: нормативную и методическую
литературу (примерную программу учебного предмета, УМК - учебники,
рабочие тетради, хрестоматии, книги серии «Ученые –школьникам Карелии»,
аудио- и видеоприложения и т.д.). Целесообразно иметь в кабинете книги для
чтения по истории, культуре Карелии, а также книги карельских поэтов и
писателей, фотоальбомы с видами достопримечательностей Карелии,
иллюстрациями памятников культуры и картин карельских художников,
изделий прикладного искусства и т.д.
На уроке параллельно с учебником на бумажном носителе могут быть
использованы экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, видеофильмы,
соответствующие тематике основной школы, материалы к интерактивным
доскам.
Демонстрационные пособия могут быть представлены как в
демонстрационном (настенном) виде так и на электронных носителях. К ним
относятся: карты Республики Карелия, карта мира, карта России,
изображения символики и флагов Республики Карелия, портреты писателей
и выдающихся деятелей культуры, изображения ландшафта, городов,
отдельных достопримечательностей Республики Карелия.
В современных условиях существенно меняется содержательная основа
учебных материалов, вводятся в широкую практику преподавания
принципиально новые информационно-коммуникационные средства:
электронные учебники и пособия (электронные энциклопедии и
справочники), демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного
проектора; практикумы и мультимедийные обучающие программы,
электронные библиотеки. Электронные библиотеки могут размещаться на
CD ROM или существовать в сетевом варианте. Они включают комплекс
информационно-справочных материалов, объединенных системой навигации
и ориентированных на различные формы познавательной деятельности
(например, на исследовательскую и проектную работу).
Успешное использование информационно-коммуникационных средств
невозможно без должного технического оснащения учебного кабинета:
мультимедийного компьютера с пакетом прикладных программ (текстовых,
табличных, графических, презентационных; для обработки аудио- и
видеоинформации), приводом для чтения ∕ записи компакт-дисков,
аудиовидеовходами∕ выходами, акустическими колонками, микрофоном и
наушниками и возможностью использования аудиодисков компьютерных
форматов (например, МП3), а также магнитных записей; интерактивной ∕
электронной доски; телевизора и видеомагнитофона; копировального
аппарата; сканера; средств телекоммуникации, телеконференции, локальные
и региональные сети; web-камеры.
Рациональная планировка учебного кабинета определяется санитарноэпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Учебно-методическое
Карелия»:

обеспечение

учебного предмета

«Моя

Кутьков, Н. П. Моя Карелия. Путешествие по родному краю : учебник
для 5-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н.
П. Кутьков. - Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск :
Фонд творческой инициативы, 2015. - 119 с.
Григорьевская, Н. Ю. Моя Карелия. Путешествие по родному краю : 5
класс : рабочая тетрадь [к учебнику Н. П. Кутькова "Моя Карелия.
Путешествие по родному краю"] / Н. Ю. Григорьевская, О. В. Николаенко. Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 56 с.
Моя Карелия : учебник для 6-го класса общеобразовательных
учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск :
Фонд творческой инициативы, 2014. - 142 с.
Моя Карелия : портфолио исследователя : 6 [класс : учебное пособие
для обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Карелия /
Т. И. Агаркова и др.]. - 1-е издание. - Петрозаводск : Фонд творческой
инициативы, 2015. - 40 с.
Моя Карелия : учебник для 7-го класса общеобразовательных
учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск :
Фонд творческой инициативы, 2014. - 175 с.
Моя Карелия : учебник для 8-го класса общеобразовательных
учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск :
Фонд творческой инициативы, 2015. - 231 с.
Моя Карелия : учебник для 9-го класса общеобразовательных
учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск :
Фонд творческой инициативы, 2014. - 215 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».